Земледелие в Ингушетии с древнейших времён до второй половины ХХ века
В экономической жизни ингушей земледелие занимало важное место – по значимости оно было вторым после животноводства. О развитости данной отрасли с древнейших времен свидетельствуют сохранившиеся в горной Ингушетии платформы террасного земледелия и ирригационные системы.
Еще в конце XVIII в. П.С. Паллас писал, что ингуши – хорошие земледельцы, но отсутствие необходимого количества земли вынуждает их влачить нищенское существование. Пахотные угодья были представлены «участками самых разнообразных форм и величин – от величины разостланной бурки до четвертой части нашей казенной десятины, и разбросаны эти участки на таких местах, о которых трудно иметь представление человеку, никогда не бывавшему в горной полосе», – писал исследователь К. Россиков.
Кавказовед Е. Крупнов датирует появление пашенного земледелия у народов Центрального Кавказа серединой I тыс. д.н.э. Он отмечает, что в это время в предгорьях Кавказа и на равнине применялось современное горское пахотное орудие. «Пахали обычно в конце апреля горской деревянной сохой, впрягая в нее по нескольку пар волов. Вспашка была неглубокой. После пахоты следовал сев, причем, никаких орудий для этого не существовало. Орудием заделки сева являлась горская борона-волокуша из терновника. Прополке подвергалась вся пашня с помощью мотыги, а чаще всего просто руками, не менее двух раз до уборки урожая.
Жали хлеб серпом или косили косою в августе и сентябре. Молотьба проводилась копытами крупных животных (быков и лошадей), которых прогоняли по току, а очистка и сортировка зерна – с помощью лопаты и деревянного лотка путем веяния на ветру. Сами перечисленные орудия земледельческого труда, применявшиеся ингушами-горцами в своем хозяйстве вплоть до революции, настолько примитивны, что не оставляют никакого сомнения в давности своего происхождения».
Ингуши бережно относились к почве, использовали различные технологии для предупреждения её истощения. Ежегодно прокладывали новые водные каналы, очищали поля от камней, удобряли землю навозом, куриным или голубиным помётом, отводили определённые участки и под пар – ийвар. На пахотных землях устраивали порой и осенне-зимние стойбища для скота. Чередовали посев культур, в том числе и с расчётом на солнечную сторону, меняли и способы пахоты: один год пахали по горизонтали, другой – по вертикали.
В целях сохранения плодородия почвы в обществе был запрет на подсолнух, как культуру, истощающую землю. Ингуши использовали и народный календарь в земледелии. В частности, Е.И. Крупнов отмечал, что «ингушам было знакомо зимнее и летнее солнцестояние. Имена месяцам давали по названиям празднеств или приуроченных к определенному времени года сельскохозяйственных работ. Названия земледельческих периодов не обязательно совпадали с месяцами. Так были: 1) период пахоты и сева (с третьей декады марта до первой декады мая); 2) период прополки (с третьей декады мая до середины июня); 3) период окучивания картофеля (до конца июня); 4) период уборки овощей, фруктов, а также зерновых культур (с середины августа до третьей декады сентября).
Во второй половине XIX – начале XX вв. начался активный процесс возврата горцев на равнинные, более плодородные земли. Многие арендовали поля близ Владикавказа или у Назрановского сельского общества, на которых сеяли преимущественно кукурузу. В конце XIX – начале XX вв. происходят прогрессивные изменения: увеличиваются посевные площади, осваиваются передовые приемы обработки земли, появляются новые орудия труда и новые культуры.
Ингуши традиционно сеяли ячмень (мукх), просо (борц), овес (кем), пшеницу (к1а), горную полбу (соя) и кукурузу (хъажк1а). Наиболее широкое распространение в возделывании получил ячмень в силу достаточно высокой урожайности и неприхотливости.
Данные языка свидетельствуют о том, что эти культуры известны ингушам с древнейших времен. В частности, название борц сохранилось не только в ингушском, но и в бацбийском языке. Особое распространение в Ингушетии получила кукуруза. Как пишет И. Алироев, «зерна кукурузы шли в пищу, стебли – на корм скоту, кочерыжки – на топку, рубашки, обволакивающие початок, служили вместо бумаги, заменяя пыжи, писчую бумагу, затычки в кувшинах и т.п.».
По данным информаторов, наиболее широкое распространение имела желтая кукуруза, отличавшаяся обычно низким стеблем, мелким зерном и хорошими вкусовыми качествами (кремовый сорт). В начале ХIХ века кукурузу стали даже вывозить за пределы Терской области, преимущественно в южные города России.
Во второй половине XIX в. ингушам уже были известны такие культуры, как конопля (к1умал), лен (гета). Из них ткали полотна, вили веревки, изготавливали мешковину и мочала, а также готовили блюдо из семян льна, которое употребляли в период поста.
Из бобовых культур ингуши традиционно выращивали фасоль (кхеш), бобы (кхе), горох – он проник на территорию Ингушетии в недалеком прошлом, для его обозначения используется преимущественно заимствованный из русского языка термин горох, реже – круглая фасоль (герга кхеш).
Из гороховой муки готовили хлеб, называемый мезг. Это слово используется при обозначении низкого сорта пшеничной муки — мезга хьоар. Такая культура, как картофель, была заимствована ингушами от русских поселенцев, но есть и предположение, что она пришла из Грузии ввиду идентичности названий (инг. коартол сходно с грузинским названием – картоп1или).
Такие культуры, как тыква (ябакх, боарха харбаз (арбуз в полоску), дыня с шершавой коркой, доахана ябакх (кормовая тыква), лук (хох), чеснок (саьмарсаькх), стручковый перец (сибаз), фасоль (кхеш), репа (хоарцам), редис (ц1е хоарцам), а позднее – морковь, огурец (нарс), капуста (кабуц) и другие, самой поздней из которых был помидор (вторая половина XX в.), сажали на прилегающих к хозяйству огородах.
Газета “Ингушетия”
Комментарии
Оставьте свой отзыв!