“У женщины должна быть возможность уйти”
Прошло два года с исчезновения жертвы домашнего насилия в Ингушетии Марем Алиевой. Жалоба на неэффективное расследование ее пропажи находится в Европейском суде.
…Марем не раз убегала из дома, спасаясь от побоев со стороны мужа, Мухарбека Евлоева, но он всегда возвращал ее назад. Летом 2015 года он с сообщниками даже похитил сестру Марем – Елизавету и ее мужа, чтобы выяснить, где прячется его супруга.
19 октября 2015 года после очередной ссоры Марем успела позвонить сестре и сообщить, что муж угрожал ей расправой за последний побег из дома и заявления в полицию. Сразу после разговора Елизавета направилась к сестре, но обнаружила только троих заплаканных племянников, которые рассказали, что видели окровавленные волосы матери. Сама Марем бесследно пропала.
Елизавета сразу написала заявление в полицию, но уголовное дело об убийстве возбудили лишь спустя две недели. Сейчас оно приостановлено за “невозможностью найти лицо, подлежащее к привлечению в качестве подозреваемого”.
В феврале 2017 года Елизавета пожаловалась на неэффективное расследование пропажи Марем в Европейский суд. ЕСПЧ зарегистрировал ее жалобу. В ней указано нарушение трех статей Европейской Конвенции: право на жизнь, запрещение пыток и запрещение дискриминации.
В заявлении также указывается, что правоохранительные органы не попытались предотвратить убийство, хотя Марем жаловалась на избиения со стороны мужа, а сам Евлоев подтверждал это.
“У нас есть протокол его опроса, в котором он признает, что иногда бьет ее, утверждая при этом, что она сама виновата. Полиция в связи с этим никаких мер не предпринимала. Мы также пожаловались на дискриминацию, потому что в России в принципе отсутствует законодательство о предупреждении домашнего насилия, что говорит о дискриминации женщин, потому что они прежде всего страдают от этого явления”, – говорит Ольга Гнездилова, юрист организации “Правовая инициатива”, которая занимается делом Алиевых.
В случае положительного решения ЕСПЧ, российским властям будет указано на необходимость проведения эффективного расследования убийства Марем, а правоохранительные органы будут обязаны провести следственные действия. Однако поскольку их не провели по горячим следам, многие улики могут быть уже утрачены, поясняет собеседница “Кавказ.Реалии”.
“Кроме того, мы ждем, что Суд выскажет свою позицию в связи с отсутствием в России законодательства о предупреждении домашнего насилия. В ряде стран женщина имеет возможность получить «охранный ордер» – это означает, что суд или полиция запрещает лицу, которое уже избивало женщину, приближаться к ней. У женщины должна быть возможность уйти и чтобы за ними никто не гнался, как было в случае с Марем, ведь муж несколько раз находил ее и возвращал домой”, – уверена юрист.
Что касается похищения Елизаветы, то в феврале 2017 года при содействии адвокатов «Правовой инициативы» Евлоева и его родственника Мурада Парагульгова привлекли к ответственности за это преступление. Им назначили наказание в виде лишения свободы на 6 и 5 лет строгого режима, соответственно. Однако в августе 2017 года, Верховный суд Ингушетии освободил их.
“Правовая инициатива” готовит жалобу на отмену приговора в Верховный суд России. По словам Гнездиловой, сейчас юристы анализируют протоколы судебных заседаний, поскольку все свидетели в деле последовательно изменили свои показания: сначала они говорили, что вызвали полицию и Евлоев выпустил Елизавету и ее мужа только после того, как похитителей начала преследовать полицейская машина, но позже они начали говорить, что никаких правоохранителей не было. Сами полицейские тоже отказались от первоначальных показаний и заявили, что просто патрулировали местность. В итоге суд кассационной инстанции отменил приговор похитителям, мотивировав свое решение их добровольным отказом от преступления.
“Мы считаем важным, чтобы дело о похищении было истребовано в Москву. К сожалению, это дело осложняется давлением и угрозами в адрес потерпевших. Лиза уехала из Ингушетии из-за угроз, и я думаю, что она уже не сможет вернуться. Ее никто не смог бы защитить. В республике осталась еще одна сестра Лизы и Марем, несколько дней назад к ней домой приехали мужчины, требовали сказать новый адрес Лизы и угрожали расправой, если семья не оставит поиски Марем. Они просили отказаться от обжалования оправдательного приговора по делу о похищении”, – сообщила Гнездилова.
“Кавказ.Реалии”
Комментарии
Оставьте свой отзыв!