Борьба за упрочение Советской власти

Провозгласив Советскую власть, большевики немедленно приступили к созданию и укреплению органов власти на местах, к осуществлению большевистской программы, к восстановлению народного хозяйства.

Трудящиеся Терской области с энтузиазмом восприняли решения II съезда народов Терека. 22 марта в Грозном состоялся многолюдный митинг, на котором были единодушно одобрены решения Пятигорского съезда, а избранный съездом Совнарком признан «единственной властью в Терской области, отражающей чаяния трудовых народов».

В конце марта 1918 года Ингушский национальный Совет под давлением трудовых масс, подтверждая признание Советской власти, заявил: «…ингушский народ и Совет идут рука об руку со .всей революционной демократией области и России вообще и… всеми своими реальными силами готов поддержать народный Совет и съезд, как высший орган революционной власти в области».

Народный Совет приступил к организации новой жизни в городах, аулах, селах и станицах.

2 апреля во Владикавказе возобновил свою деятельность разгромленный в декабре Совет рабочих и солдатских депутатов. В его работе принял участие С. М. Киров.

В Совете С. М. Кирову пришлось вести упорную борьбу с меньшевистской фракцией. Особенно острая борьба между большевиками и меньшевиками разгорелась по вопросу о власти. Вопрос был поставлен прямо: дума или Совет.

Меньшевики всячески отстаивали неприкосновенность автономных органов самоуправления в лице думы, доказывая, что для пролетариата «бремя власти» будет «непосильным и гибельным». Большевики же, провозглашая власть Советов, утвержда-ли, что «организационную и государственную работу может и должен вести сам пролетариат, что прошло время сотрудничества классов, и нужно заняться исключительно организацией класса трудящихся».

Реакция стремилась задушить революцию, но это ей не удалось. Провалилась и попытка меньшевиков превратить Совет в придаток думы. Власть Советов укреплялась по всей территории Терской области.

9 апреля 1918 года на пленарном заседании Военно-революционного Совета совместно с Исполнительным Комитетом Совета рабочих и солдатских депутатов и представителями станиц Грозненской, Романовской, Ермоловской и других было решено всю власть в Грозненском районе передать в руки Центрального Совета рабочих, солдатских и казачьих депутатов. В положении о Советской власти подчеркивалось, что «Центральный Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов является высшим органом власти в пределах города Грозного и станицы Грозненской… и нефтяных промыслов».

При Совете были созданы комиссариаты, члены которых входили в исполнительный комитет во главе с президиумом. Были образованы комиссариаты продовольствия, труда, финансов, военный, .революционного порядка, торговли и промышленности, юстиции, общественного призрения, земледелия и др. Председателем Совета избрали Н. Ф. Гикало.

Наряду с организацией власти Терский народный Совет уделял большое внимание и разрешению вопросов экономической жизни области, среди которых первоочередным был земельный вопрос. Правительство Терского края в спешном порядке приступило к его решению.

Первым декретом Терского областного народного Совета, провозглашенным 13 марта за подписью Н. Буачидзе, объявлялось, что все земли (казенные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные и нетрудовые частновладельческие) немедленно переходят в распоряжение земельных советов. Государственными объявлялись и все недра, воды и леса Терской области. Декрет категорически запрещал сдачу земель в аренду и отменял арендную плату за ранее сданные.

25 марта 1918 года специально созданная земельная комиссия должна была подготовить предложения по осуществлению закона о социализации земель. Проведение в жизнь закона возлагалось на земельный отдел Терского областного народного Совета и земельные отделы на местах (окружные, отдельские, аульские, станичные, сельские, слободские и хуторские).

В компетенцию земельных отделов входило: распоряжение всей отчужденной землей и распределение ее между нуждающимися; уничтожение чересполосицы и длиннополосицы; осуществление контроля за претворением в жизнь трудового прин-ципа: «землею пользуется только тот, кто ее личным трудом обрабатывает или лично пасет скот»; распределение живого и мертвого инвентаря между населенными пунктами и отдельными хозяйствами и т. д.

Таким образом, Терский народный Совет и Терский Совет Народных Комиссаров, осуществляя аграрную программу партии, с первых же шагов приняли меры, направленные на быстрейшее разрешение земельного вопроса, на удовлетворение веко-вых чаяний трудового народа.

Большевики Терека развернули энергичную работу по укреплению и упрочению Советской власти. В первую очередь была проведена национализация банков и промышленности.

Огромное внимание уделялось укреплению обороны Терской: республики. 17 марта 1918 года декретом Терского Совета Народных Комиссаров был учрежден штаб Красной Армии, куда вошли Ф. Серобабов, Н. Сидоров, И. Соколов, Е. Семиков и М. Тимошевский. Штаб руководил всеми вооруженными силами и самообороной города Владикавказа и его окрестностей, формировал Красную Армию, нес охрану города и прилегающей к нему территории.

Большую работу проделал Грозненский Совет по социалистическому строительству. По его решению еще 20 февраля 1918 года был введен контроль над промышленностью. Совет запретил частную торговлю и объявил решительную борьбу спекуляции, распределение продуктов сосредоточил в руках продовольственного отдела.

По предложению Грозненского Совета все запасы нефти были объявлены общенародным достоянием. Совет поставил вопрос о национализации промышленности и приступил к ее осуществлению. Декрет же о национализации нефтяной промышленности был подписан Советским правительством 20 июня 1918 года.

22 апреля 1918 года без выкупа был национализирован грозненский водопровод, принадлежащий частному акционерному обществу, и передан городскому самоуправлению.

Восстановление нефтяной промышленности, железнодорожных линий и мостов было тесно связано с вопросом снабжения топливом центральных районов страны и хлебом Дагестана и Закавказья: Поэтому партия и правительство потребовали в кратчайший срок наладить пути сообщения. «Одной из первоочередных задач, — указывал С. М. Киров, — является восстановление железной дороги. К этому нужно приступить немедленно. В противном случае всему населению Терской области, а также Дагестана и Закавказья угрожают чрезвычайные бедствия».

Пролетариат Грозного и трудовые массы Чечни и Ингушетии приложили все усилия к скорейшему восстановлению важного участка железной дороги Грозный—Беслан.

Сознавая свой высокий долг перед партией и народом, грозненские рабочие трудились, не покладая рук. Даже в день великого праздника Первого мая они не прекращали работу по восстановлению линии железной дороги. 8 мая железнодорожное сообщение между Грозным и центральными районами страны было восстановлено. Была налажена и телеграфная связь с центром.

В это время контрреволюция стремилась всеми силами помешать строительству новой жизни. Положение в области оставалось напряженным, то здесь, то там вспыхивали межнациональные столкновения.

Члены Терского народного Совета выезжали в села, где разъясняли трудящимся решения Пятигорского съезда, призы вали их к сплочению вокруг Советов. 15 апреля С. М. Киров и Я. Бутырин присутствовали на многолюдном митинге ингушей в Назрани. Подробно рассказав участникам митинга о решениях съезда по национальному и земельному вопросам, С. М. Киров призвал ингушское население объединиться вокруг народного Совета и начать работу по укреплению революционных завоеваний в Терской области.

В апреле 1918 года в чеченском ауле Гойты на съезде представителей аулов была признана Советская власть и в противовес контрреволюционному Атагинскому Совету был избран руководящий революционный орган — Гойтинский народный Совет. В своей работе Гойтинский Совет опирался на трудовую крестьянскую массу, демократически настроенную интеллигенцию и молодежь. Наличие в Чечне контрреволюционного Атагинского и революционного Гойтинского Советов свидетельствовало о глубоком классовом расслоении и острой классовой борьбе в Чечне. Большую роль в Гойтинском народном Совете играл Асланбек Шерипов. Он решительно выступал с разоблачением предательской роли контрреволюционного Атагинского национального Совета, состоявшего из представителей горского духовенства, кулачества и офицерства.

Гойтинский народный Совет много трудился над созданием революционных отрядов из чеченской бедноты, устанавливал связи горцев с пролетариатом Грозного. При этом А. Шерипов подчеркивал значение ведущей роли в этом союзе грозненского пролетариата: «В районе Грозного, помимо интересов казачества, чеченцев и иногородних, сосредоточены интересы главной, большей части терского пролетариата, который, по существу, является главной движущей силой революции… и потому-то политика Терской области всегда шла и будет идти по той линии, которая вырабатывалась как результат взаимоотношений перечисленных общественных групп».

Большое внимание партия большевиков уделяла работе среди казачества, трудовую часть которого необходимо было привлечь на сторону Советской власти. Под действием пропаганды станицы одна за другой заявляли о признании Советской власти, а из казачьих частей началось массовое дезертирство. Трудовое казачество поняло, что его путь — со всеми трудящимися области, с Советской властью.

Но чем больше укреплялась Советская власть, чем больше рос ее авторитет, тем большую ненависть вызывала она у свергнутых классов. Ушедшая в подполье российская контрреволюция накапливала силы, чтобы с оружием в руках выступить против Советской власти. Она нашла себе верную опору в лице империалистов США, Англии, Франции, Японии и Германии.

Иностранные империалисты, не желавшие мириться с потерей возможности грабить Россию и эксплуатировать ее народы, поставили перед собой цель уничтожить Советскую власть и вос становить в России буржуазно-помещичий строй. Международный империализм начал подготовку вооруженной борьбы против республики Советов.

Такая обстановка способствовала оживлению деятельности терской контрреволюции.

Из буржуазно-националистических осколков Терско-Дагестанского правительства, бежавших в марте 1918 года в Закавказье, было создано марионеточное «Горское правительство» во главе с Т. Чермоевым и П. Коцевым.

Горские эксплуататорские верхи решили отделить народы Кавказа от России, лишить их помощи русского народа, русского пролетариата. «Горское правительство», сговорившись с турецкими и германскими империалистами, которые только и ждали малейшего повода для вмешательства во внутренние дела Советской России, в мае 1918 года объявило «независимость» Северного Кавказа.

Германские и турецкие империалисты преследовали далеко идущие цели: прорвать экономическую блокаду Антанты, получить нефть, стратегическое сырье и объединиться с южнорусской контрреволюцией для борьбы с Советской властью.

Народы Терека были крайне возмущены действиями «правительства» Чермоевых и Коцевых. 9 мая на заседании Терского народного Совета чечено-ингушская фракция заявила, что вопрос об отделении от России чечено-ингушским народом никогда не ставился, и тех, кто заявляет это от имени народа, «фракция считает самозванцами и врагами народа», что воля чечено-ингушского народа — всегда быть вместе с русской революционной демократией.

Советское правительство предупреждало «Горское правительство» и всех тех, кто стоял за его спиной, что «против попытки небольшой кучки попрать волю широких слоев своего народа, Российская Советская власть будет выступать самым решитель-ным образом».

Большую роль в укреплении Советской власти на Тереке, в восстановлении хозяйственной жизни области и в мобилизации сил на борьбу с контрреволюцией сыграла Терская областная партийная конференция РКП (б), проходившая в Грозном с 21 по 27 мая 1918 года под руководством Н. Буачидзе.

Конференция обсудила вопросы о росте производительных сил области, привлечении к работе по восстановлению промышленности самых широких масс, внешней обороне и организации Красной Армии, линии поведения фракции коммунистов на III съезде народов Терека, земельный вопрос и др. В выступлениях делегатов на конференции подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли большевистской организации во всех областях народного хозяйства, звучал призыв к быстрейшему восстановлению промышленности и в первую очередь грозненских промыслов и железнодорожного транспорта.

Конференция сыграла важную роль в мобилизации революционных сил на борьбу с контрреволюцией. Призывая народ к организации отпора контрреволюции, Н. Буачидзе подчеркнул, что «не только ингуши и чеченцы, осетины и кабардинцы, но и трудовые казаки и крестьянство знают ядовитый вкус режима, который хотят установить гг. Бичерахов и К°».

С 23 по 29 мая 1918 года, почти одновременно с партийной конференцией, в Грозном проходил III съезд народов Терской области.

Съезд собрался в тяжелый момент, когда над Терской областью нависла опасность вторжения германо-турецких империалистов. Оккупировав Грузию и Армению, они, имея сговор с «Горским правительством», двигались на Дагестан и другие республики Северного Кавказа.

Учитывая создавшуюся обстановку, съезд основное внимание направил на организацию обороны Терской области. Был обсужден вопрос о создании Красной Армии для защиты Советской власти. Резолюция съезда выражала твердую решимость бороться с врагами до победного конца: «…съезд всех народов… единогласно заявляет, что свободные сыны Терской земли будут бороться до последнего человека и скорее примут славную смерть борцов за свободу, чем рабство и насилие чужеземного ига…» Выступая от имени чечено-ингушского народа, А. Шерипов заявил: «Мы видим, что теперь за турецкую ориентацию стоят все те, кто предал свободу. Народ знает, что все помещики, князья, продавшие народ самодержавию, теперь ради сохранения своих богатств переменили фронт. Знайте, товарищи и граждане, мы вместе со всеми пойдем защищать свободу…»

Съезд подтвердил решение II съезда об отмене частной собственности на землю, о конфискации помещичьих земель и передаче их трудящимся.

Резолюция, принятая по земельному вопросу, констатировала: «Вся собственность на землю, недра и прочие природные дары Терской области отменяется, согласно основному закону о социализации земли и постановлению II сессии Терского народного съезда. Все земли безотлагательно переходят в пользование трудового земледельческого народа Терской области без различия пола и национальности…»

Решения съезда по земельному и другим вопросам сыграли большую роль в укреплении Советской власти, в привлечении на ее сторону горских трудовых масс, в мобилизации их на борьбу с надвигающейся опасностью со стороны внешней и внутренней контрреволюции.

Источник:
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.II. Грозный, 1967. Стр. 29 – 34.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!