Мероприятия партии по укреплению Советской власти в Чечено-Ингушетии

После окончания гражданской войны политическое и экономическое положение в Чечне и Ингушетии оставалось все еще напряженным. В Шатое (ныне Советское), Ведено, Урус-Мартане, Алдах, Закан-Юрте, Слепцовской, Ассинской и других селениях и станицах оставались контрреволюционные группировки, открыто боровшиеся против Советской власти.

Муллы, шейхи, белогвардейские офицеры и верхи казачества, поддерживаемые агентами международного империализма и внутренней контрреволюции, развернули антисоветскую деятельность. Они создавали свои подпольные контрреволюционные организации, распространяли среди населения провокационные слухи о непрочности Советской власти, разжигали национальную вражду между народами, устраивали заговоры, мятежи и политические диверсии.

Борьба партийных и советских органов против вылазок остатков горско-казачьей контрреволюции осложнялась серьезными экономическими затруднениями, возникшими вследствие деникинской оккупации. Десятки чеченских и ингушских аулов были разрушены и разграблены. По сравнению с довоенным уровнем в три раза сократилось поголовье скота, в ходе войны была уничтожена большая часть сельскохозяйственного инвентаря. Население голодало.

Описывая тяжелое положение горцев, Г. К. Орджоникидзе сообщал В. И. Ленину: «Мы объехали разрушенные казаками крупные аулы Сурхохи и Экажево. Настоятельно необходимо оказать им помощь как финансовую, так и строительными материалами для восстановления этих аулов. Посланные в мое распоряжение два миллиона аршин мануфактуры предлагаю распределить между детьми горцев, которые ходят буквально в рубище».

В ответ на эту просьбу В. И. Ленин 25 апреля 1920 года телеграфировал Г. К. Орджоникидзе: «Уполномачиваю Вас объявить горцам, что я обещаю провести через Совет Народных Комиссаров денежную помощь им. Выдайте им в счет этого до 200 миллионов»1.

Кроме денежной помощи, трудящиеся Чечено-Ингушетии получили из центральных районов России мануфактуру, зерно сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.

Так, в июле 1920 года почти все жители ряда чеченских селений, особенно сильно пострадавших в гражданскую войну, получили по 3 аршина мануфактуры. В декабре 1920 года в Чечню из центральных районов России прибыло 19 вагонов семенной пшеницы. Тогда же трудящиеся Ингушетии получили по 1/4 аршина мануфактуры и по тысяче рублей денег на человека. В июле 1920 года им было роздано 1750 пудов керосина и отпущены деньги на покупку земледельческих орудий. Кроме того, Ингушетия получила от Терского областного совнархоза 833555 рублей на заготовку строительных материалов. 13154 426 рублей на ремонт и строительство больниц, 875 000 рублей на дорожное строительство и постройку мостов, 372 000 рублей на ремонт школ и т. д. Всего на хозяйственные нужды Ингушетии только в 1920 году было израсходовано 19 000 671 рубль.

Советское правительство оказывало ранее угнетенным народам Чечено-Ингушетии материальную помощь. Необходимо было ликвидировать их крайне тяжелое положение. Эта помощь способствовала ликвидации былого недоверия горцев к русскому народу, укрепляла союз русского пролетариата с крестьянскими массами Чечено-Ингушетии и создавала почву для упрочения Советской власти среди горцев.

Важнейшим условием упрочения Советской власти в Чечено-Ингушетии, как и в других районах Северного Кавказа, было создание новых органов государственной власти. В этом направлении огромную работу проделали созданное ЦК партии 31 марта 1920 года Кавказское бюро, а затем и Северокавказский революционный комитет во главе с председателем Г. К. Орджоникидзе и его заместителем С. М. Кировым.

Основными Задачами ревкома были: поддержание революционного порядка в освобожденных от белогвардейцев районах; оказание трудящимся помощи в восстановлении хозяйства; создание условий для перехода к нормальному построению местных органов власти и др. При этом В. И. Ленин указывал на необходимость в работе среди мусульманского населения «действовать осторожно и обязательно проявлять максимум доброжелательности к мусульманам… Всячески демонстрируйте и притом: самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее»2.

Руководствуясь этими ленинскими указаниями, представители ЦК партии на Северном Кавказе и местные партийные организации в административные органы местной власти назначали значительную часть людей коренной национальности, хорошо знавших язык, нравы и обычаи своего народа.

Для окончательного утверждения Советской власти на территории Чечни 3 апреля 1920 года в Грозном был созван съезд чеченского народа, который «единогласно высказался за восстановление в Чечне Советской власти и порядка и выразил желание скорейшего разрешения земельного вопроса».

Съезд утвердил состав ревкома Чечни во главе с Т. Эльдархановым.

4 апреля 1920 года в Назрани на съезде трудового ингушского народа была восстановлена Советская власть в Ингушетии. Был утвержден состав Ингушского ревкома, его председателем стал Ю. Албогачиев.

Революционные комитеты Чечни и Ингушетии, являясь временными органами власти, до организации Советов обязаны были осуществлять функции диктатуры пролетариата: добить остатки контрреволюции, решительно бороться с антисоветскими заговорами отдельных групп или лиц, организовывать снабжение армии, обеспечивать продовольствием рабочих и бедноту разоренных врагом районов. Следует иметь в виду, что в первые годы Советской власти значительная часть чечено-ингушской бедноты находилась под сильным влиянием духовенства и кулачества, она еще присматривалась к деятельности органов Советской власти, проявляя порой недоверие к ним. Поэтому задача ревкомов Чечни и Ингушетии заключалась в том, чтобы всеми мерами экономического, политического и правого порядка завоевать доверие всех трудящихся горцев к государственному аппарату Советской власти. В этом отношении большое влияние на политическое прозрение масс и укрепление в них чувства доверия к Советской власти и Коммунистической партии оказала широкая материальная помощь центрального правительства горцам.

Назначение пенсий семьям погибших в войне с белогвардейцами, выдача населению единовременного пособия деньгами, мукой, зерном, мануфактурой, помощь в восстановлении жилищ и наделение крестьян землей — все это углубляло в горцах чувство доверия к Коммунистической партии и Советской власти.

При самом активном участии ревкомов в первые же месяцы установления Советской власти чечено-ингушское крестьянстве получило 66 929 десятин пахотной земли.

Задача ревкомов Чечни и Ингушетии, руководимых Коммунистической партией, заключалась в том, чтобы на основе большой разъяснительной и организационно-хозяйственной работы раскрыть перед трудящимися горцами сущность Советской власти как подлинно народной власти, активизировать их деятельность в борьбе с происками контрреволюционных элементов, приобщить их к советскому строительству и тем самым упрочить. Советскую власть в Чечено-Ингушетии.

Коммунистическая партия развернула широкую агитационно-массовую работу среди чеченского и ингушского населения. На многочисленных митингах, собраниях и съездах бедноты наряду с местными коммунистами по различным хозяйственно-политическим вопросам перед горцами выступали представители ЦК партии Г. К. Орджоникидзе и С. М. Киров, члены Терского исполкома, коммунисты Грозного и политотдела Кавказской трудовой армии. Только в течение апреля 1920 года на территории Чечено-Ингушетии было проведено 14 митингов по различным хозяйственно-политическим вопросам с общим охватом около 9000 человек населения.

В своих выступлениях перед трудящимися горцами они раскрывали сущность Советской власти, характеризовали положение страны, разоблачали коварные замыслы классовых врагов и призывали чечено-ингушскую бедноту объединить свои усилия вокруг Коммунистической партии в борьбе за упрочение Советской власти.

Вся эта агитационно-массовая работа в сочетании с хозяйственными мероприятиями, проводимыми Советской властью, способствовала активизации горских масс в борьбе с происками контрреволюционных элементов.

«Советская власть — это лучшая власть, которую могут желать трудящиеся, — говорилось в резолюции свободного съезда ингушского трудового народа 2 мая 1920 года. — Мы, трудовые ингуши, отдавшие тысячи своих сыновей на борьбу с контрреволюционной бандой, клянемся кровью павших сыновей, пеплом сожженных аулов быть вечно верными Советской власти и оказывать ей всемерное содействие. Пусть враги трудящихся не надеются толкнуть ингушей на борьбу с трудящимися других народов. Все трудящиеся — русские, осетины, кабардинцы, чеченцы и другие — наши братья».

В августе 1920 года в Грозном состоялась беспартийная конференция, на которой представители чеченского народа заявили: «Советская власть все, что может, дает бедноте, и если кто недоволен Советской властью, то это спекулянты, муллы и контрреволюционеры».

Горская беднота под руководством Коммунистической партии постепенно начинала включаться в процесс социалистического строительства. Совместно с русскими красноармейцами и рабочими Грозного она с энтузиазмом трудилась на субботниках по благоустройству дорог, мостов, жилья, канав и улиц. Сообщая об одном из таких субботников, проходившем в селении Старые Атаги, газета «Коммунист» писала о том, что здесь за день было прорыто 500 саженей канав, засыпано 10 ям, привезено 450 возов щебня, и камня, замощены улицы. Население активно участвовало в проводимых работах. Здесь же было решено в ближайший субботник провести благоустройство дорог и освещение моста.

Горячий отклик среди трудящихся Чечено-Ингушетии нашли «недели трудового фронта», в проведении которых предусматривались 2—3 часа бесплатного труда сверх рабочего времени для улучшения состояния транспорта, борьба с голодом и холодом, хозяйственная помощь семьям красноармейцев, засев полей и т. д.

Инициаторами этого движения в Чечено-Ингушетии являлись рабочие завода «Рапид», которые 14 июня 4920 года постановили в течение двух недель трудиться бесплатно ежедневно по 2 часа, сверх рабочего времени. За этот период провести уборку разбросанного во дворе железа и построить баню.

Эта инициатива была подхвачена союзом молодежи Старых промыслов, рабочими станции Грозный, жителями станиц Самашкинской, Нестеровской, Слепцовской и многих аулов Чечни и Ингушетии, где коллективным трудом крестьян распахивались и засевались поля для вдов и сирот гражданской войны, благоустраивались их жилища, восстанавливались школы, ремонтировались дороги и производились другие работы.

Этот единый трудовой порыв города и деревни, являясь выражением крепнущего классового союза рабочих и крестьян, также способствовал упрочению Советской власти и укреплению интернациональной дружбы народов Чечено-Ингушетии.

Важное значение в поднятии политической активности народов Чечено-Ингушетии, в развитии их политического самосознания имели состоявшийся в сентябре 1920 года в Баку I съезд народов Востока и его решения. От Чечни на этом съезде присутствовало 82 делегата, а от Ингушетии — 13. Делегатами Чечено-Ингушетии на этом съезде были Джу Акаев, Абдул-Халим Саламов, Магомед Альтемиров, Али Горчханов, Абдул-Гамид Гойгов и др.

Делегаты съезда убедились, что Восток — это сила, вступившая на арену исторической борьбы, что существует солидарность и общность интересов всех народов Востока, и в своей борьбе они могут опереться на братскую помощь Советской России и солидарность международного пролетариата в лице Коммунистического Интернационала. Делегаты съезда еще глубже усвоили ленинские идеи о национально-колониальном и аграрном вопросах.

По окончании работы съезда группа делегатов, в составе которой находились два представителя Чечено-Ингушетии — Д. Акаев и А.-Г. Гойгов, — получила возможность поехать в Москву для встречи с В. И. Лениным, чтобы рассказать ему о неотложных нуждах своих народов.

С участием 27 делегатов съезда народов Востока Политбюро ЦК РКП (б) 14 октября 1920 года рассмотрело вопрос «О задачах РКП (б) в местностях, населенных восточными народами» и приняло предложенное В. И. Лениным постановление, в котором ЦК партии сурово осуждал проявления великодержавного шовинизма.

Политбюро ЦК постановило:

1) издать от имени высшей Советской власти манифест, который бы подтвердил основы национальной политики РСФСР и установил более действительный контроль за ее полным проведением в жизнь;

2) по вопросу аграрному признать необходимым возвращение горцам Северного Кавказ земель, отнятых у горцев великорусами, за счет кулацкой части казачьего населения…

3) признать необходимым проведение в жизнь автономии, в соответствующих конкретным условиям формах, для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений…

4) вести борьбу против буржуазных и лжекоммунистических групп местного населения наряду с поддержкой действительно коммунистических групп и элементов3.

Свет ленинских идей, его гениальные положения по национальному вопросу все глубже проникали в среду чечено-ингушской бедноты и вместе с проводимыми партией мероприятиями по укреплению Советской власти способствовали ее пробуждению. Беднота все чаще начинала проявлять себя как политическая сила, осознавшая свою историческую миссию в построении нового общества.

В то же время народный характер Советской власти и ее мероприятий, направленных на освобождение бедняцких масс Чечни и Ингушетии от пут кулацко-мулльских элементов, насторожил эксплуататорские круги чечено-ингушской деревни. Кулацко-мулльские элементы стремились обеспечить себе руководящее положение в местных органах власти, чтобы своими действиями опорочить сущность Советской власти в глазах народных масс и тем сами упрочить свое положение. В этих целях они использовали и бандитский террор и религиозный фанатизм масс…

Особенно активной деятельность контрреволюционных элементов стала в связи с третьим походом Антанты. Белоказачьи и кулацко-мулльские элементы стремились спровоцировать трудящихся Чечено-Ингушетии на выступление против Советской власти. Они организовывали диверсии, заговоры и антисоветские мятежи. Так, в октябре 1920 года было поднято восстание против Советской власти в казачьих станицах Калиновской, Ермоловской, Закан-Юртовской, Самашкинской и Михайловской. Восстание не нашло широкой поддержки у трудящегося казачества и вскоре было подавлено.

При активной помощи грузинского меньшевистского правительства летом 1920 года в порах Дагестана вспыхнул мятеж (против Советской власти. Его подготовил известный дагестанский помещик мулла Нажмутдин Гоцинский. Для руководства этим контрреволюционным выступлением был подослан англо-турецкий агент Саид-Бек — внук Шамиля. Связавшись с некоторыми панисламистски настроенными кругами чеченского духовенства и кулачества, руководители этого мятежа сумели спровоцировать в январе 1921 года контрреволюционное выступление и в некоторых аулах Веденского района Чечни. Но этот мятеж также не нашел широкого распространения. Трудящиеся горцы не поддержали преступную авантюру Гоцинского, так как его контрреволюционная свора не пользовалась доверием масс.

Клика Гоцинского многое сулила народу, но ни одно из своих обещаний выполнить не смогла. Это отмечал даже подручный «имама» полковник Джафаров: «Мы ни одного нашего обещания не выполнили… Люди были голые. Люди были голодные. Мы все обещали, но ничего не дали. Совершенно ничего. Мы были не способны сдержать наши обещания в самой ничтожной степени».

Антисоветский мятеж Гоцинского являлся частью общего плана Антанты, направленного на свержение Советской власти на Кавказе.

В связи с этим В. И. Ленин в специальной телеграмме Г. К. Орджоникидзе указывал на необходимость быстрейшей ликвидации контрреволюционных банд, подготавливаемых и питаемых Антантой, считая это делом «абсолютной общегосударственной важности»4.

РВС Кавказского фронта направил на разгром контрреволюционного мятежа Гоцинского специальные части Красной Армии. Активные действия красноармейцев при поддержке трудовых масс Дагестана и Чечни привели к тому, что авантюра Гоцинского уже к середине марта 1921 года была ликвидирована. Гоцинскому вместе со своим штабом удалось уйти в горы, откуда он вплоть до 1925 года руководил выступлениями бандитских шаек в Чечне и Ингушетии. Органам Советской власти пришлось вести с ними длительную и упорную борьбу. Большую помощь в выкорчевывании белогвардейских бандитских гнезд в затеречных районах оказали части особого назначения (ЧОН), сформированные из представителей грозненских рабочих и кавалерийского дивизиона чечено-ингушской бедноты.

С целью создания и укрепления органов Советской власти организовывались коммунистические и комсомольские ячейки в аулах, все большее количество трудящихся вовлекалось в социалистическое строительство, развивались демократические формы управления и т. д.

Исходя из указаний В. И. Ленина, 31 марта 1920 года Северокавказский ревком в целях воссоздания коммунистических организаций на Северном Кавказе учредил партийное бюро. Это был полномочный орган ЦК партии, перед которым стояла задача проведения политики партии среди народов Северного Кавказа. Создание и утверждение местных партийных организаций могло осуществляться только с санкции этого бюро.

Все существовавшие до этого различные подпольные организации были ликвидированы, и руководство партийной работой на местах перешло в руки этого бюро. В Ингушетии председателем Организационного бюро РКП (б) был назначен А. Горчханов, его заместителем — А. Яндырханов и секретарем— М. Банхаев.

Осуществляя под руководством ЦК партии ленинские принципы национальной политики, небольшая группа коммунистов Ингушетии уже в первые дни установления Советской власти завоевала симпатии бедноты. Об этом свидетельствует быстрый рост партийной организации.

Так, в начале июня 1920 года партийная организация Ингушетии насчитывала в своих рядах 19 членов и 18 сочувствующих, а к 15 июня этого же года было уже 37 членов и 430 кандидатов в члены партии.

19 июня 1920 года в Назрани открылась первая партийная конференция Ингушетии, которая рассмотрела деятельность всех отделов ревкома и вынесла ряд решений, направленных на улучшение их работы. Конференция избрала новый руководящий партийный орган Ингушетии — партком.

Партийная организация Ингушетии развернула большую агитационно-массовую и политико-воспитательную работу среди населения. Почти во все села были направлены агитаторы-коммунисты.

Большое внимание в своей деятельности молодая партийная организация Ингушетии уделяла созданию коммунистических ячеек в аулах. В августе 1920 года были созданы 3 коммунистические ячейки, а в конце 1921 года их в Ингушетии было уже 33. Коммунистами этих ячеек только за лето 1921 года было проведено около 10 различных политических кампаний и около 100 митингов но различным вопросим.

В Чечне партийная организация была создана несколько позднее, чем в Ингушетии. Ко времени установления Советской власти в Чечне было только 6 коммунистов. Партийно-организационной работой и борьбой за упрочение Советской власти и укрепление диктатуры пролетариата в Чечне руководила чеченская секция РКП (б) при Грозненском окружном комитете партии. В самой Чечне пока еще не было ни одной партийной ячейки.

Работа чеченской секции заключалась в выпуске листовок, прокламаций, разъясняющих смысл проводимых Советской властью мероприятий, в выездах в аулы для проведения агитационно-массовых мероприятий, в создании парторганизации в Чечне.

Большую помощь во всей работе чеченской секции РКП (б) оказывала Грозненская окружная партийная организация, состоявшая к тому времени из 33 ячеек, объединявших 641 члена и кандидата партии.

Основные усилия коммунистов Чечни и Грозненской окружной парторганизации были направлены на разъяснение чеченской бедноте сущности Советской власти.

По инициативе С. М. Кирова в конце января 1921 года было создано Организационное бюро РКП (б) Чечни, которое просуществовало недолго, так как члены его Т. Эльдарханов и Н. М. Саламов были переведены на работу во Владикавказ. Новый состав Организационного бюро РКП (б) Чечни, выбранный в апреле 1921 года, объезжал аулы, организовывал митинги, собрания, сходы крестьян, на которых коммунисты выступали с докладами о внешней и внутренней политике страны, о целях и задачах Коммунистической партии в национальном вопросе.

Только с 1 по 15 мая 1921 года Оргбюро РКП (б) Чечни провело 6 объездов, из которых 4 специально с агитационной целью. В этот же период было проведено 9 митингов среди аульской бедноты.

Эти поездки по селам Чечни были одним из первых мероприятий молодой и пока еще слабой парторганизации Чечни. Но уже тогда они имели большое значение для укрепления связи парторганизации с массами, активизации ее деятельности, удовлетворения нужд и запросов масс и разоблачения происков контрреволюционных элементов.

Малочисленность парторганизации и переживаемый ею организационный период очень затрудняли работу.

В июне 1921 года в парторганизации Чечни насчитывалось всего 15 членов партии и 9 кандидатов. Большинство были русские товарищи, присланные на работу в Чечню Грозненским окружкомом РКП (б). Во всей Чечне имелась только одна партийная ячейка, созданная при самом Организационном бюро в Грозном. Постепенно складывалась база для численного роста местной партийной организации.

В условиях Чечни того периода партийная организация могла расти прежде всего за счет передовой части молодежи — комсомольцев. Поэтому Оргбюро стремилось создавать комсомольские организации в Чечне и укреплять идейное руководство ими. В этих целях было создано Оргбюро РКСМ Чечни в составе Владимира Шведова, Тимофея Елисеева и Халида Казалиева, которое 2 июня 1921 года рассмотрело вопрос о повсеместном создании комсомольских ячеек. Первые организации РКСМ возникли в мае 1921 года в селениях Гойты, Алхан-Юрт, Шали, Старые и Новые Атаги, а затем комсомольские ячейки были организованы и в других аулах Чечни. На 1 января 1925 года насчитывалась 41 ячейка, объединявшая 1546 членов.

В Ингушетии первые комсомольские ячейки возникли летом 1920 года. К сентябрю этого года в комсомоле состояло до 400 человек, а в июле 1924 года имелось 45 ячеек и в них насчитывалось 1318 комсомольцев. Комсомольцы активно включались в хозяйственно-политическую жизнь аулов. Они помогали коммунистам и органам Советской власти сплачивать бедноту в борьбе с происками кулачества и духовенства, разъясняли крестьянам политику Советской власти, помогали в сборе продналога, вели большую просветительную работу на селе.

Вся деятельность комсомольцев Чечено-Ингушетии проходила под руководством партийных организаций. Она способствовала повышению политической активности горской бедноты и созданию необходимых условий для образования советской автономии чеченского и ингушского народов.

Примечания:

1 В. И. Ленин. Телеграмма Г. К. Орджоникидзе. Полн. собр. соч. Т. 51, стр. 178.

2 В. И. Ленин. Телеграмма Г. К. Орджоникидзе и записка Л. Д. Троцкому. Полн. собр. соч. Т. 51, стр. 175.

3 См.: В. И. Ленин. Проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о задачах РКП (б) в местностях, населенных восточными народами. Полн. собр. соч. Т. 44, стр. 342—343.

4 В. И. Ленин. Телеграмма Г. К. Орджоникидзе. Полн. собр. соч. Т. 51. стр. 277.


Источник:
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.II. Грозный, 1967. Стр. 76 — 86.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!