Вторжение деникинских войск в Чечено-Ингушетию

Международный империализм, не желавший мириться с фактом существования первого в мире Советского государства, организовал вооруженный поход против республики Советов. Империалисты больше всего опасались, «как бы искры нашего пожара не перепали на их крыши»1.

Наряду с интервенцией империалисты организовали вооруженные силы внутренней контрреволюции, которые на Востоке возглавил Колчак, на Западе — Юденич, на Юге — Деникин. Французская газета «Эхо Парижа» отмечала: «Корнилов, Каледин, Деникин и Колчак стали любимыми героями буржуазии и правительства Антанты, пославшей в Россию свои войска, чтобы задушить революцию… Они… дают Деникину, Колчаку необходимую воинскую силу для наступления на революционную Россию».

Молодая Советская республика оказалась в огненном кольце фронтов. Ей была навязана длительная, тяжелая, кровопролитная гражданская война.

Потерпев поражение на Восточном фронте, интервенты всю тяжесть борьбы перенесли на Южный, который осенью 1918 года стал главным фронтом гражданской войны. Против войск Южного фронта действовали отборные белогвардейские армии Деникина, поддерживаемые и снабжаемые империалистами Антанты.

Северный Кавказ в захватнических планах Деникина занимал значительное место. Он должен был стать социально-экономической базой для его армии, боровшейся за осуществление бредовой идеи создания «великой и неделимой России». Стремясь обеспечить дальнейшее продвижение на Москву, Деникин приступил к завоеванию Кавказа. Над Советской республикой и над республиками Кавказа нависла серьезная опасность.

Тесня 11-ю Красную Армию, деникинские полчища приближались к границам Терской республики, намереваясь захватить промышленные центры Грозный и Владикавказ.

Подчинив все делу спасения завоеваний Октября, партия организует силы на разгром врага. Необходимо было сохранить для Советской России Кавказ, имевший огромное политическое и экономическое значение (топливо, хлеб, масло, шерсть и т. д.).

ЦК партия в связи с особым положением на Южном фронте правел большую организационно-политическую работу, уделив огромное внимание борьбе против врага на Северном Кавказе. В конце октября 1918 года при ЦК РКП (б) была создана Чрезвычайная коллегия по делам Северного Кавказа и Дагестана. Основной ее задачей являлось создание единого краевого органа Советской власти в этих районах. Для этой цели на Северный Кавказ партия командировала ответственных работников.

Большую роль в мобилизации рабочих и крестьян для защиты завоеваний Октября и в объединении органов Советской власти сыграл Совет обороны Северного Кавказа под председательством Г. К. Орджоникидзе, созданный в середине декабря 1918 года. В него вошли представителя от краевого Исполнительного Совета Северного Кавказа Коробкин и С. Мамсуров, от Терского Совета Народных Комиссаров — Д. Булле, от Реввоенсовета 11-й армии — В. Квиркелия.

Совет обороны Северного Кавказа за короткое время привел в состояние мобилизационной готовности хозяйственно-политическую жизнь края. Промышленность и финансы были подчинены интересам обороны.

Большую помощь в укреплении обороноспособности Терской республики оказывали партия и Советское правительство.

Партийная организация Терской республики, направляемая Кавказским краевым комитетом РКП (б), становится подлинным руководителем, вдохновителем и организатором народных масс Терека в борьбе против интервентов, белогвардейцев и местной контрреволюции.

2 января 1919 года во Владикавказе был созван II Чрезвычайный съезд коммунистических организаций Северного Кавказа. Основное внимание было уделено текущему моменту и задачам партийных организаций Северного Кавказа в этот ответственный период. Первоочередной задачей коммунистов съезд определил организацию красного фронта для обороны от наступающего врага. В решении съезда отмечалась необходимость мобилизации всех сил для укрепления фронта и организации обороны.

Выполняя решение II Чрезвычайного съезда, коммунисты приступили к организации обороны Терской республики. 22 января 1919 года на заседании Терского народного Совета был избран комитетобороны Терской республики во главе с Г. К. Орджоникидзе. В его состав вошли видные партийные работники Я. Бутырин, С. Габиев, Н. Гикало, А. Дьяков, Л. Маркус, Ю. Фигатнер и др. Командующим всеми войсками обороны был назначен Н. Ф. Гикало, начальником штаба — Ф. С. Тасуй. Во Владикавказе еще в ноябре 1918 года были организованы курсы по подготовке красных командиров.

Кавказский краевой комитет РКП (б) принял постановление о немедленной мобилизации всех членов партии и сочувствующих, их вооружении и приведении в боевую готовность для отправки на фронт.

С пламенным призывом к народам Терека встать на защиту завоеваний революции от полчищ Деникина обратились фракции народного Совета Терской республики: «Все, кому дорога свобода, благо рабочих и земледельцев, кому дорого самоопределение народов, кто стоит за Советскую власть, за право трудящихся — все к оружию. К оружию, товарищи и граждане! Республика в опасности».

В ответ на этот призыв повсеместно прошли съезды народов, где трудовые массы выражали готовность встать с оружием в руках на защиту Советской власти. Ингушский народный съезд единогласно высказался за отправку вооруженных ингушских частей на фронт.

Терское трудовое казачество в ответ на обращение казачьего отдела при Центральном Исполнительном Комитете Советов выразило готовность поддержать решение Совета: «У трудовых терских казаков идет быстрая и успешная организация советской казачьей армии, которая окажет своим товарищам и соседям полную помощь в ликвидации всех этих белогвардейских и контрреволюционных шаек, организованных царскими приспешниками — генералами и полковниками».

Активно готовился к встрече врага пролетариат Грозного, руководимый большевиками. Грозненский партийный комитет и Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов приняли важные решения по подготовке отпора врагу. Для непосредственной организации обороны и руководства действиями был создан Революционный военный совет, облеченный всей полнотой военной власти. В его состав входили Тымчук, Иоаннисиани и др.

Продолжая развивать наступление, белогвардейская армия Деникина прорвала последний рубеж (линию Ищерская—Наурская — Мекенская), который оборонялся частями 1-го революционного имени В. И. Ленина полка 12-й армии под командованием Гарниера, получившего задание защищать Грозный с севера.

2 февраля 1919 года враг появился в Чечено-Ингушетии. Деникинцы неудержимо рвались к Владикавказу. Отборные деникинские части под командованием генерала Шкуро 1 февраля подошли к Владикавказу. Открыв фронт от Немецкой колонки до Лысой горы, они начали артиллерийский обстрел и непрерывные атаки на город.

В ночь на 2 февраля Г. К. Орджоникидзе созвал совещание Совета обороны, на котором были детально разработаны вопросы обороны города, приобретения и изготовления боеприпасов, а также приведения в боеготовность частей. Было решено все части гарнизона, кроме 1-го владикавказского полка, вывести в селение Базоркино, где переформировать их в новые боевые единицы.

Г. К. Орджоникидзе со штабом войск Н. Ф. Гикало переехал в Базоркино. Штаб работал всю ночь, формируя отдельные боевые единицы, в которые влились грозненские красноармейцы и красные отряды ингушей. Был выработан план военных действий. Вновь организованные части в ту же ночь отправлялись во Владикавказ, где шли ожесточенные бои.

Продолжая развивать наступление, 4 февраля враг захватил станцию Беслан, прервав сообщение между Владикавказом и Грозным.

В этот же день Г. К. Орджоникидзе созвал съезд ингушского народа в Базоркино. Обращаясь к ингушам, Серго призвал их выступить единым фронтом вместе со всеми народами Терека против белогвардейских полчищ Деникина. На съезде разгорелась ожесточенная борьба. Ингушский национальный Совет, представленный контрреволюционными элементами, настаивал на принятии ультиматума белых и прекращении войны. Однако трудящиеся массы с возмущением отвергли эту капитулянтскую, предательскую позицию.

Выразив свою готовность выступить против ненавистного врага, трудовые ингуши немедленно приступили к практическим действиям. Были организованы отряды, в которые вступили бойцы со всей плоскостной Ингушетии. Командовал всеми вооруженными силами Ингушетии М. Саутиев. В Чечню были посланы делегаты с просьбой об оказании помощи. Гойтинский народный Совет постановил немедленно послать на помощь ингушам отряд бойцов.

В это время во Владикавказе шли упорные бои. Белые, прорвав оборону в районе Курской слободы, 4 февраля ворвались в город и засели в окраинных домах. Одновременно кавалерия противника, переправившись через Терек, двигалась к селению Базоркино, стремясь отрезать путь к городу, а следовательно, и к штабу войск. Узнав об этом, Г. К. Орджоникидзе во главе ингушского конного отряда выехал навстречу врагу. Началась контратака: со стороны Базоркино — ингушские и кабардино-балкарские части во главе с Г. К. Орджоникидзе, со стороны хутора Яндиево — Хизир Орцханов, а со стороны Владикавказа — Агниев с ингушами. Противник с большими потерями был отброшен за Терек.

Другой отряд деникинских частей под командованием генерала Реймана подошел к ингушским селам Долаково и Кантышево. От имени Деникина ингушам было предъявлено требование о пропуске частей белых через территорию Ингушетии. Деникинцам нужно было открыть себе дорогу в тыл Владикавказа, на Сунжу и далее на Грозный. Несмотря на уговоры ингушских контрреволюционеров, находившихся в контакте с деникинцами, трудовые массы ответили категорическим отказом. Узнав о том, что им на размышление дан один час, они заявили: «Пускай стреляют сейчас же».

8 февраля белые начали боевые действия в районе Долаково. Атаки противника мужественно отражались. На помощь ингушам пришли 300 человек курсантов и выпускников Владикавказской школы красных командиров под командованием Евгения Казанского, отряд грозненских красноармейцев, сотня красных казаков и отступивший в Ингушетию кабардино-балкарский отряд во главе с Беталом Калмыковым.

Белые, получив значительное подкрепление, предприняли наступление из селения Зильги (Северная Осетия), поддержанное сильным артиллерийским огнем со стороны Беслана. Подпустив цепи белых на близкое расстояние, защитники Долаково открыли огонь и вынудили их отступить. Провалилась и попытка белогвардейцев обойти селение с севера. Бой был ожесточенный, окопы переходили из рук в руки.

В одном из окопов засели 46 бойцов, оказавших отчаянное сопротивление белым. Бойцы защищались до последнего. Оставшиеся в живых пять человек, обнажив кинжалы, бросились на (врага и приняли геройскую смерть.

До последнего вздоха дрались братья Бени и Бази Дахкильговы. Много белогвардейцев полегло от рук Мурад-Хаджи Акиева, Батыша Гамурзиева и Боби Шебилова. Белые подожгли дом, в котором засели герои, так и не сумев выбить их оттуда.

Героизм проявляли не только мужчины, но и женщины и подростки. Самоотверженно сражалась Айши Мурзабекова. Восемнадцатилетняя девушка Кози Долгиева, сестра пяти погибших в этом бою братьев, метко разила врага.

Нельзя не вспомнить и подвига трех мальчиков: Абдурахмана Джандарова, Хасана Лячиева и Абдурахмана Кулбужева, которые под сильным огнем белых приносили в окопы патроны.

Упорством, геройством и мужеством отличались все защитники Долаково. Раненые не оставляли поля боя. Так, пулеметчик школы красных командиров Яновский, потеряв всех своих товарищей и будучи сам ранен в плечо, не прекращал огня, пока силы не покинули его. Из 180 выпускников школы красных командиров геройской смертью пал 131 человек.

Положение становилось тяжелым, боевое снаряжение и патраны иссякли, а белые ввели в действие новые силы — 3-й Волгский полк. К тому же в момент самых ожесточенных боев обнаружилось предательство ингушских белых офицеров, которые привели в негодность орудия и пулеметы, находившиеся в крепости Назрань.

Отчаянное сопротивление защитников Долаково было сломлено, затем белые овладели и селением Кантышево. Оба эти селения были сожжены дотла, а селение Базоркино сильно разорено.

Благодаря неустанной работе партии по интернациональному воспитанию и созданию прочного союза между рабочими и крестьянами в боях под Долаково врагу противостоял единый фронт трудовых ингушей, курсантов Владикавказской школы красных командиров, грозненских красноармейцев и кабардино-балкарских красных партизан.

Одновременно упорные сражения с деникинцами произошли под селами Кескем, Сагопши, Пседах, где трудящиеся массы также отказались пропустить белых на Грозный.

Два пластунских батальона белых пошли в наступление. Объединенные силы кескемцев, сагопшинцев и пседаховцев под командой Тарко-Хаджи Гарданова обрушились на врага. В этом бою было убито 860 белогвардейцев. Однако белым удалось сломить упорное сопротивление революционных сил в Ингушетии.

Под напором превосходящих сил противника 11 февраля был оставлен Владикавказ. Одна часть его защитников во главе с большевиками отступила в Грузию, другая — в горы Ингушетии и Чечни, где развернула большую работу по сплочению и организации масс на борьбу с врагом.

Одновременно с Владикавказом белогвардейцы направили удар на Грозный. В первых числах февраля части деникинцев подошли к городу с севера, со стороны Терека.

В связи с тем, что основные боевые силы Грозного были переброшены на защиту Владикавказа, было принято решение оставить Грозный без боя и отступить вдоль железной дороги на соединение с основными силами красных, сражающимися под Владикавказом. В эти тревожные дни вождь чеченской бедноты Асланбек Шерипов вступил в партию большевиков.

В ночь со 2 на 3 февраля большевики организовали отход революционных сил из Грозного. Со станции был выведен весь подвижной состав. Отступление было совершено настолько оперативно и планомерно, что белогвардейцы не сразу поняли замысел большевиков.

Грозненский отряд, состоявший из красноармейцев, рабочих и большевиков, отступив из города, вынужден был принять бой с белоказаками, поднявшими мятеж в станице Романовской (Закан-Юрт) и захватившими работников советской комендатуры, в том числен комиссара Сафонова.

После того как был оставлен Владикавказ, Н. Ф. Гикало начал пробиваться на соединение с грозненским отрядом. Основные силы отступающих грозненцев находились на станции Самашкинской и в станице Михайловской. Деникинцами были уже захвачены станицы по линии железной дороги и Слепцовская.

Противник большими аилами наседал на грозненский отряд с трех сторон. Оставался один выход — отступление на юг, в Чечню.

10 февраля было принято решение взорвать бронепоезда, сняв предварительно с них орудия и пулеметы, и отступить в горы. Из бронепоездов выгрузили и ящики, в которых был упакован весь денежный запас Терского Совета Народных Комиссаров. Отступавшие красные части двинулись через станицу Самашкинокую в сторону Ачхой-Мартана.

Из-за отказа чеченских контрреволюционеров из Ачхой-Мартана пропустить красных через свои земли отряд вынужден был повернуть в сторону Ассиновской.

Боевые частя красных во главе c Н. Ф. Гикало при поддержке трудящихся ассинцев вынуждены были принять бой. Им на помощь пришли казаки из отряда Дьякова под командой Георгия Куликова. С помощью батареи Золотухина удалось отбить четыре атаки белых. Бой, длившийся с раннего утра до поздней ночи, неоднократно переходил в рукопашные схватки. Деникинцам удалось полностью окружить станицу Ассиновскую, отрезав путь к отступлению. Патроны были на исходе. Выполняя команду Н. Ф. Гикало, грозненский кавалерийский эскадрон и кавалерия Куликова во главе с Дьяковым я Тасуем прорвали окружение, дав возможность частям отступить в сторону гор.

Обоз и разрозненные группы красноармейцев, отступавшие к горам, были ограблены контрреволюционными и бандитскими элементами у Ачхой-Мартана.

Таким образом, после упорных боев, с белогвардейцами и местной контрреволюцией отряд, распавшийся уже на отдельные небольшие группы, пробился к Чечне и рассеялся по аулам. В аулах бойцы встретили сочувствие, поддержку и братскую помощь со стороны трудового населения. Основное революционное ядро было сосредоточено в аулах Гойты и Гехи, где находились Н. Ф. Гикало, А. Ф. Носов, С. Тымчук, Е. Казанский и др.

Г. К. Орджоникидзе отмечал, что трудовые чеченцы «не только не стали грабить наших товарищей, но приютили их, одели, обули, и село Гойты превратилось в лагерь красноармейцев».

Примечания:

1 В. И. Ленин. Речь перед агитаторами, посылаемыми в провинцию 23 января (5 февраля) 1918 г. Полн. собр. соч. Т. 35, стр. 323.

Источник:
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.II. Грозный, 1967. Стр. 45 — 51.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!