Начало гражданской войны на Тереке. Борьба против бичераховщины

К лету 1918 года в Советской России сложилась исключительно тяжелая военно-политическая обстановка.

Еще в первой половине 1918 года произошло объединение сил иностранных империалистов и внутренней контрреволюции. Международный империализм начал военную интервенцию. 18 февраля 1918 года германские войска вторглись на советскую территорию и оккупировали Прибалтику, значительную часть Белоруссии и Украины. В марте в районе Мурманска высадились английские, французские, американские и канадские войска, которые позже захватили Архангельск, образовав там белогвардейское «правительство Севера России».

В начале января на Дальнем Востоке развязали интервенцию японские империалисты. Вслед за ними туда вторглись войска английских, американских и французских интервентов. В августе английские войска захватили Баку, а в сентябре там уже хозяйничали турецкие войска и банды мусаватистов.

Весной и летом 1918 года осложнилась обстановка на Северном Кавказе. Генералы Корнилов, Алексеев, Деникин при помощи империалистов организовали белогвардейскую Добровольческую армию и объявили поход против Советской России. Генерал Краснов при поддержке немецких захватчиков создал Донскую белоказачью армию и начал наступление на Царицын. Германские войска, нарушив условия Брестского мира, полностью оккупировали Украину, Крым, захватили Ростов-на-Дону, Таганрог и вместе с турецкими войсками вторглись в Закавказье. В мае на Волге и в Сибири начался мятеж Чехословацкого корпуса.

Таким образом, к лету 1918 года три четверти территории страны находились в руках интервентов, и белогвардейцев. Советская республика, отрезанная от основных продовольственных, сырьевых и топливных районов, оказалась в огненном кольце фронтов.

В июне 1918 года положение на Северном Кавказе значительно ухудшилось. Внутренняя контрреволюция, воодушевленная действиями империалистов Турции, Германии, Англии и США, подняла голову. Приближение белой Добровольческой армии к Терской республике вдохновило местные контрреволюционные элементы на активные выступления. На Тереке один за другим вспыхивают белоказачьи мятежи. «Северо-Кавказским войскам, — писал Г. К. Орджоникидзе, — приходилось защищаться на четырех фронтах при наличии ряда внутренних фронтов восставших казаков…»

Обнаглевшая контрреволюция организует диверсии, террористические акты. 20 июня во Владикавказе во время выступления был убит председатель Совета Народных Комиссаров старый большевик Ной Буачидзе.

Одним из главных очагов контрреволюции в Терской области стал город Моздок.

30 июня Моздокский отдельский Совет, возглавляемый агентом иностранного империализма меньшевиком Г. Бичераховым, предъявил Моздокскому совдепу ультиматум с требованием разоружения отрядов Красной Армии, сдачи ему оружия. Отказ Совета рабочих депутатов от выполнения этих требований послужил поводом к мятежу. Моздок был захвачен мятежниками, советские учреждения разгромлены.

3—7 июля 1918 года на казачье-крестьянском съезде в Моздоке состоялся сговор моздокской и пятигорской контрреволюции и банд Шкуро о совместных действиях против Советской власти. Был избран казачье-крестьянский совет во главе с Г. Бичераховым.

Из-за преследований со стороны правительства меньшевистской Грузии в мае 1918 года во Владикавказ из Тифлиса переехал Кавказский краевой комитет РКП (б). Члены его активно включились в партийную работу Терской республики. Ф. Махарадзе, А. Назаретян, К. Цинцадзе, С. Кавтарадзе, А. Гегечкори, Думбадзе и другие, войдя в состав Владикавказской партийной организации, заняли в ней руководящее положение.

В эти тяжелые для Советской власти дни партия направила на Юг испытанного большевика-ленинца, выдающегося организатора масс Г. К. Орджоникидзе.

В связи с обострившейся обстановкой на Юге страны еще в апреле 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина был образован Чрезвычайный Комиссариат Южного района, включавшего территорию Крыма, Донской и Терской областей, Черноморской губернии и всего Северного Кавказа, вплоть до Баку. Комиссариат должен был проводить на местах директивы центрального Советского правительства, бороться с контрреволюцией за упрочение Советской власти, поддерживать прямую связь областей с Советом Народных Комиссаров. Во главе Комиссариата был поставлен Чрезвычайный комиссар СНК Г. К. Орджоникидзе. Он немедленно приступил к исполнению своих обязанностей.

2 июля 1918 года в Екатеринодаре Г. К. Орджоникидзе провел I съезд партийных организаций, на котором произошло объединение всех большевистских партийных организаций Северного Кавказа в единую Северокавказскую партийную организацию и был избран Северокавказский краевой комитет партии.

5 июля собрался I Северокавказский съезд Советов, на котором было провозглашено объединение всех областей и республик Северного Кавказа в единую Северо-Кавказскую республику.

11 июля 1918 года Г. К. Орджоникидзе прибыл во Владикавказ и развернул энергичную работу по мобилизации боевых сил. Он сам руководил подготовкой IV съезда народов Терека. Съезд начал свою работу 23 июля 1918 года во Владикавказе. На нем обсуждались вопросы: о текущем моменте, об объединении республик Северного Кавказа, аграрный, продовольственный и др. Сразу же левые эсеры выделились в самостоятельную фракцию. С этого момента «Социалистический блок» перестал существовать.

Г. К. Орджоникидзе в выступлении на съезде разоблачил замыслы казачьего офицерства и верхов горских народов, требовавших отказа от земельной реформы и разоружения Красной Армии.

Съезд уделил большое внимание вопросу о прекращении военных действий со стороны белоказачьих мятежников, возглавляемых Г. Бичераховым. Однако казачьи верхи от мира отказались.

2 августа съезд избрал Терский народный Совет. От чеченской фракции в него вошли Т. Эльдарханов, А. Шерипов, А. Хамзатов, А. Гайсумов, Д. Езихаджиев, М. Ясаев, И. Черкесов, Ч. Абдулхаджаев, А. Батукаев, А. Умаров, Г. Чокуев и др.; от ингушской — Г. Ахриев, М. Саутиев, П. Мальсагов.

Затем съезд должен был приступить к избранию Совета Народных Комиссаров, но решение этого вопроса было сорвано вероломным нападением белогвардейцев.

В ночь с 5 на 6 августа 1918 года банды полковников Соколова, Беликова, Кибирова и других напали на Владикавказ. По признанию самого полковника Беликова они стремились обезглавить Советскую власть на Тереке. «Удар по Владикавказу, — писал он, — это удар по голове большевиков… Там Совдеп, Совнарком, Государственный банк, монетный двор». Ворвавшись в город, бичераховцы пытались захватить весь состав съезда во главе с Г. К. Орджоникидзе. Начались упорные одиннадцатидневные уличные бои.

Первый натиск контрреволюционных банд сдерживали рабочие Курской и Молоканской слободок, небольшие красноармейские части, отряд грузинских повстанцев и осетин-керменистов. Белоказакам удалось прорваться в центральную часть города со стороны Владимирской слободки. Завязался ожесточенный бой. Красноармейцы, засевшие в центре города на верхнем этаже штаба, отбив яростные атаки врага, обратили его в бегство.

Однако положение красных войск было тяжелым, боеприпасы таяли, а враг все наседал. Тогда штаб решил обратиться за помощью к ингушскому народу.

Попытка бичераховцев захватить помещение кадетского корпуса, где заседал IV съезд народов Терека, была отбита красноармейцами совместно с бойцами самообороны Молоканской слободки, отрядами ингушей и осетинских керменистов. Делегаты съезда получили возможность через горную Ингушетию перебраться в Назрань, чтобы продолжать борьбу за освобождение Владикавказа.

9 августа в селе Базоркино состоялся съезд ингушского народа, на котором Г. К. Орджоникидзе выступил с призывом встать единым фронтом против врага. Съезд единодушно высказался за решительную борьбу с контрреволюционными бандами. Здесь же на съезде формировались полки и сотни. Командующим всеми вооруженными силами Ингушетии был назначен Муса Саутиев, начальником штаба — Саид Тангиев.

Часть ингушских отрядов двинулась на Владикавказ, остальные отряды должны были занять Сунженскую, Тарскую и Ахки-Юртовскую станицы, чтобы лишить их возможности оказывать помощь белоказакам, засевшим во Владикавказе.

Отмечая роль ингушей в августовских событиях, Г. К. Орджоникидзе говорил на съезде:

«Я помню момент перед концом IV съезда, когда мы висели на волоске; это был момент неуверенности, когда за нами не шли, а на нас робко оглядывались. И в этот момент одиночества Советской власти маленький ингушский народ весь встал на защиту Советской власти».

На пятый день боев на помощь Владикавказу прибыл отряд грозненских рабочих-красногвардейцев в составе 300 человек под командой Левандовского. Бои в городе шли за каждую улицу, за каждый дом.

17 августа совместными усилиями красноармейцев, рабочих, отрядов ингушей, осетин-керменистов и грузинского отряда Владикавказ был очищен от бичераховцев. Враг в панике бежал.

После изгнания бичераховцев делегаты IV съезда вернулись из Назрани во Владикавказ и продолжили свою работу. Съезд избрал новый состав Совета Народных Комиссаров и принял решение о создании сильной и стойкой Красной Армии.

Одновременно с нападением на Владикавказ белоказачья контрреволюция направила свой удар на пролетарский центр Терской области — город Грозный.

В станице Грозненской, отделявшейся от Грозного лишь улицей Граничной (ныне проспект Победы), еще в июле белоказаки сосредоточили большие силы, особенно увеличившиеся после разгрома бичераховцев под Владикавказом.

Обстановка в районе города Грозного оставалась напряженной.

9 августа 1918 года Бичерахов предложил зажиточным верхам станицы Грозненской потребовать от командующего советскими вооруженными силами города Грозного в двадцать четыре часа сдать все оружие, броневики и выдать большевиков, в противном случае будут начаты боевые действия. Узнав о готовящемся ультиматуме, Грозненский Совет, чтобы опередить Бичерахова, послал свой ультиматум станице с требованием разоружения и сдачи оружия. Белоказаки на ультиматум ответили артиллерийским и пулеметным обстрелом города.

Начались упорные, ожесточенные стодневные бои грозненского пролетариата и чеченской бедноты против белоказаков. Белоказаки окружили город с трех сторон. Свободной от блокады оставалась сторона, прилегающая к чеченской территории. Чеченские трудящиеся помогали грозненским рабочим: снабжали их боеприпасами и продовольствием, оказывали помощь раненым и больным.

Контрреволюционный Атагинский Совет, обосновавшийся в Алдах, оказывал помощь белоказакам в приобретении патронов и продовольствия. В Алдах после поражения укрылись и главари контрреволюционного казачества.

Белоказаки сосредоточили вокруг Грозного значительные силы под командой полковника Поморцева. Временами число мятежников достигало 12 тысяч бойцов против 4 тысяч, которыми располагали защитники Грозного.

В Грозном установился фронт протяженностью в несколько километров. Он делился на три участка, которыми командовали Маслов, Федоров и Григорьянц. Общее руководство обороной города осуществлял Н. Ф. Гикало.

Белоказаки обстреливали город из 50 орудий. Атаки следовали одна за другой. 16 сентября начались ожесточенные бои в районе завода «Молот». Белоказаки бросили туда свои лучшие силы, в том числе прибывший из Прохладной Волгский пластунский полк, который вскоре был разгромлен Пролетарским батальоном под командой В. Е. Михайлика с помощью бойцов дружины, китайской роты и конников чеченской Красной Армии. В этом бою белые потеряли убитыми и ранеными более 1000 человек. В плен было взято 150 человек.

29 октября защитники Грозного начали наступление, чтобы овладеть вокзалом. Бои с переменным успехом длились не сколько дней. Выдержав бешеный натиск белых, рабочие и красноармейцы под руководством Н. Ф. Гикало захватили вокзал. В бою погиб командир бронепоезда «Борец за власть и свободу трудового народа» Воликов.

В те дни трудящимся Грозного приходилось работать у станка, не расставаясь с винтовкой. Не хватало продовольствия, боеприпасов, медикаментов. Рабочие сами организовали производство гранат, бомбометов, взрывчатых веществ и т. п.

Люди верили в победу, и это придавало им силы и воодушевляло на подвиги. Юноша Павел Мусоров из-под носа у белоказаков уволок пулемет, которым впоследствии метко разил врага. Николай Зайцев, взятый в плен и вынужденный водить вражеский бронированный автомобиль, в одну из ночей увел его к красным. Храбро сражались в рядах Пролетарского батальона братья Василий, Степан и Никита Бутенко. Василий был схвачен белоказаками и расстрелян. Многие участники стодневных боев проявили стойкость и мужество. Среди них братья Хохловы, М. К. Левандовский, Г. Ф. Соин, И. А. Кравцов, И. С. Зозуля и др.

Плечом к плечу с грозненским пролетариатом в стодневных боях сражалась и чеченская беднота.

По решению Чеченского народного съезда, состоявшегося в селении Гойты 22 июня 1918 года, была организована чеченская Красная Армия под командованием Асланбека Шерипова, которая пришла на помощь защитникам Грозного. Она занимала один из ответственных участков фронта — район садов от Ханкальского ущелья до консервного завода. В конце августа часть ее была введена в город, где под командованием А. Шерипова наносила ощутимый урон врагу. Вместе с грозненскими рабочими сражались славные сыны чеченского народа Чоба Кагерманов, Хату Давлиев, Чода Яшуркаев, Баудин Осмаев, Эду Хаджиев, Тата Элибаев и др.

Славную страницу в историю стодневных боев вписала медсестра чеченка Фатимат Арсанова, погибшая в сражении. Она не только оказывала помощь раненым, но и с оружием в руках сражалась в рядах бойцов.

Большевики под руководством Г. К. Орджоникидзе вели большую работу по завоеванию доверия всех трудовых казаков, боролись за переход их на сторону Советской власти. В начале сентября 1918 года в станицы Сунженской линии была направлена революционная группа во главе с казаком А. З. Дьяковым, вслед за этим Г. К. Орджоникидзе, рискуя жизнью, отправился в станицы Карабулакскую и Ассиновскую, где проводил большую разъяснительную работу. В результате на Сунженской линии были созданы отряды красных казаков под командованием А. З. Дьякова. Ему в помощь были направлены 1-й и 2-й революционные владикавказские полки.

Перейдя в наступление, отряды А. 3. Дьякова в середине сентября заняли станицы Слепцовскую, Михайловскую и курорт Серноводск. 9 ноября они захватили станицы Самашкинскую, Закан-Юртовскую и подошли к станице Ермоловской.

12 ноября 1918 года началось общее наступление грозненских красных частей, чеченской Красной Армии и красных казаков. Упорное сопротивление белых было сломлено. Они отошли сначала к станице Ермоловской, а затем, побросав оружие и боеприпасы, теснимые красными, отступили в направлении Червленной. Было захвачено 9 орудий и 2 бронепоезда. Враг был полностью деморализован. Казаки целыми подразделениями переходили на сторону красных. Среди офицерского состава царила растерянность. Сжатые со всех сторон, бичераховские банды отступали на Петровск. Однако путь к отступлению бичераховцам преградили части чеченской Красной Армии, громившие противника на всем пути отступления и не пропускавшие его к Петровску.

В телеграмме В. И. Ленину 12 ноября 1918 года Г. К. Орджоникидзе писал: «После трехмесячной упорной борьбы грозненская Красная Армия сегодня нанесла контрреволюционным бичераховским офицерским бандам смертельный удар, изгнав их из Грозненской станицы».

Источник:
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.II. Грозный, 1967. Стр. 35 — 41.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!