В едином и нерушимом союзе
Весь ход исторического развития со времён образования Древнерусского государства показывает нам неразрывную связь между ингушским и русским народами, которая в 1770 году привела к официальному оформлению дружеских отношений, закрепив государственным актом присоединение ингушского народа к Российскому государству.
Долгое время вопрос единения народов Северного Кавказа с Русью в отечественной историографии не рассматривался, этот процесс назывался колониальной политикой царизма на Кавказе, а между тем, это длительный этап экономических, политических и культурных связей между народами, имевшими свою государственность и устоявшийся формат взаимоотношений с другими народами.
Архивные материалы, научные публикации, так или иначе затрагивающие названную проблему, показывают нам, что народы Кавказа тянулись к близлежащему, более сильному во всех отношениях соседу – Древней Руси. Профессор Д. Мальсагов, исследуя древнерусский письменный источник «Слово о полку Игореве» в своей научной работе «О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве» выявил и дал научное обоснование тому, что предки ингушского и русского народов имели в древности тесные контакты. Он как учёный-языковед обнаружил целый ряд русско-ингушских лексических схождений, интерпретированных им с помощью ингушского языка.
Но длительный период монголо-татарского владычества в XIII веке, опустошительные походы Тамерлана прервали эти отношения вплоть до конца ХV века, то есть до времён, когда Русь освободилась от ордынского ига (1480) и стала именоваться «третьим Римом».
Собиравшееся вокруг Москвы русское государство уже при Иване III и Василии III стало восстанавливать утерянные временем связи с народами Кавказа. Покорив Казанское и Астраханское ханства, Иван Грозный открыл дорогу на Кавказ. В это время и стали закладываться городки (форпосты), заключаться союзы с феодальными верхушками Кавказа.
Именно в тот период начинает зарождаться и процесс сближения наших предков с Россией. Первая русская крепость на Северном Кавказе была построена в устье реки Сунжи в 1563 году, а по некоторым сведениям – в 1567 году. Но в связи с политической обстановкой в этом крае крепость то оставлялась русскими войсками, то вновь укреплялась.
В 1588 году она была окончательно восстановлена уже в устье реки Терека по просьбе князей Кахетии, которые настоятельно просили восстановить крепость для обеспечения устойчивой связи между Астраханью и Грузией, а также кабардинских князей и владетелей «Окоцкой земли» (ингушское территориальное общество Аьккхий (Ауховское общество), образованное переселенцами из разных горных обществ Ингушетии).
Под стенами укреплённого Терского городка сложились различные «слободы великие»: Черкесская, Окоцкая, Новокрещенская и Татарская, население которых находилось на военной, дипломатической и административной службе у Русского государства.
В документе 1587 года, в котором царь Фёдор Иванович удовлетворил просьбу владетеля Окоцкой земли Ших-мурзы (слово «мурза» в русских документах того периода означало феодал или владетель) о принятии акинцев под своё подданство, земля Аьккхий уже значится в числе территорий, присоединённых к Московскому государству. Эту дату следует считать первым официальным оформлением ингушско-русских отношений, но это соглашение имело локальный характер и не охватывало всей территории проживания ингушей.
Следующим, кто обратился за поддержкой к русскому царю, был Салтан-мурза – владелец небольшого ингушского селения Ларс в Дарьяльском ущелье. Находясь на самом важном участке торгового пути, соединявшем Закавказье и Кавказ, он подвергался постоянным нападениям со стороны грабительских дружин.
Известно, что наши предки сопровождали на всём протяжении Северного Кавказа русские посольства 1587-1590-х годов, которые следовали в Грузию. Из источников видно, что русские послы видели в наших предках своих союзников, всецело доверяли им, находили у них приют, были ими оберегаемы и опекаемы.
Следующее свидетельство сближения двух народов касается предводителя другого ингушского общества – Оахкаре, по имени Хавса, который в 1637 году выразил послам свое желание перейти в подданство России.
За период с 1758 по 1762 годы несколько ингушских посольств побывало в Кизляре, чтобы принести очередную присягу в подданство России. Известно также, что в 1757 году архимандрит Григорий доносил самой Екатерине II, что при его свидетельстве ингуши принесли клятву верности России. Через три года другой священнослужитель – Пахомий – сообщает кизлярскому коменданту, что ингуши «присягою утвердились быть под протекцию ея императорского величества».
И вот, наконец, «16 февраля 1770 года ингушские старшины Гарий Чопанов, Сурхови Мирзаев (Мирзаханов), Мисос Зруков, Жанай Завров, Таштаруко Гогиев, Богатыр Темурков, Мисос Ханшов, Бехо Минполадов, Или Гернов, Бимарза Мирзаханов, Таштаруко Махмутов, Астемир Измайлов, Чаги Усбиев, Таштаруко Гарсов, Берг Бузуртев, Карт Заурров, Муцал Ханшов, Хасполат Шедиков, Татур Филмов, Артун Келов, Надир Кадцев, Марзабек Мирзаханов, Темур Итесов и Жанмирза Казбеков прибыли в Кизляр для окончательного решения вопроса о вхождении ингушского народа в состав Российского государства» (Шукри Дахкильгова «Слово о родном крае» (Грозный, 1989 г.).
Представители от 24 населенных пунктов сумели мобилизоваться и выразить своё желание быть в составе Российского государства (по записи исследователя Клапрота к началу XIX века их насчитывалось уже 25). Столь внушительная по тем годам делегация говорила о согласованном, продуманном, хорошо организованном шаге ингушского народа. Это был взаимовыгодный союз сильной державы с надежным союзником на Кавказе, проверенный временем.
Процедура принесения присяги ингушскими старшинами на верность России прошла уже более торжественно, при общем сходе в 800 человек, сопровождаемая народными гуляниями с 4 по 6 марта 1770 года вблизи крупного предгорного аула Ангушт на обширной поляне, которая после этого события стала называться «Барта босе», что значит «Склон согласия». Царская коллегия иностранных дел 12 июля 1770 г. одобрила этот договор. Таким образом ингуши первыми из северокавказских народов официально присоединились к России.
Верность данной клятве ингуши доказывали на протяжении всей истории Российского государства, они охраняли и сопровождали русских послов в Закавказье, защищали Владикавказскую крепость, героически сражались на русско-турецкой войне 1877-1878 гг., гибли в манчжурских болотах в русско-японской войне 1904-1905 гг., показывали чудеса храбрости и мужества в рядах Дикой дивизии в годы Первой мировой войны.
В тяжёлые революционные годы ингуши поддержали власть большевиков, но не предали интересов государства, хотя в этом был заинтересован ряд соседних государств; мужественно сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны.
А уже в 1991 году в результате всенародного референдума подтвердили свою неразрывную связь с Россией.
Какие бы исторические катаклизмы ни бросали людей, политиков из стороны в сторону, какие бы потрясения и надломы ни происходили в судьбе ингушского народа, своё будущее и настоящее Ингушетия видела и видит только в союзе с Россией.
Сегодня у ингушей есть своя государственность. Республика цветёт и развивается, строятся спортивные объекты, образовательные и культурные учреждения, у въезда в республику раскинулась Аллея памяти и славы, которая вобрала в себя многовековую гордость и трагические страницы истории нашего народа. Глядя на всё это, с позиции сегодняшнего дня мы можем с уверенностью заявить: «Мы были, мы есть и мы будем в едином и нерушимом союзе с Россией».
Комментарии
Оставьте свой отзыв!