Обработка и использование шерсти
Использование шерсти получило широкое распространение у ингушей. Тому способствовало и развитое овцеводство в горных районах Ингушетии. В основном ценилась горская курдючная порода овец, которая давала сравнительно много шерсти.
Стрижку проводили раз в году – с конца августа до начала сентября. Ценилась шерсть первого настрига от молодой овцы, и от взрослых овец лучшей считалась шерсть с шеи, где она была чище и длиннее.
Шерсть сортировали по качеству, цвету, длине волокон, тщательно стирали в речной воде. После сушки ее раздергивали руками (тха цхьалхадаккхар) и переносили в теплое место, так как, прогреваясь, она становилась мягче. Затем расчесывали, используя деревянную чесалку шириной 10 см (ехк) – эта работа часто доставалась снохам и детям. Наиболее тонкую шерсть оставляли для тонкого сукна, а второй сорт шел на обыкновенное сукно.
Из шерсти вязали носки (пасташ); варежки (кулгахйоллоргаш); чулки (лакха пасташ); шапки (кийнаш); выделывали войлоки (б1ег1ингаш); ковровые изделия. Так, специальные мастерские и станки для ковроткачества были зафиксированы исследователями 1920-х – 30-х годов в сёлах Базоркино и Камбилеевское.
Из шерсти делали обувь и даже, по свидетельству исследователя Бларамберга – чехлы для ружья. Бурки из шерсти были незаменимы в жизни горца. Их изготавливали чаще из черной шерсти, реже – из белой. Бурка защищала хозяина от холода, дождя, сабельных ударов и ружейных пуль. Буркой накрывали погибшего в бою, ею разнимали мужчин, обнаживших оружие. Бурка была желанным и значимым подарком для дорогих гостей. Центрами по изготовлению бурок в Ингушетии были сёла Базоркино и Яндиево.
Из козьей шерсти ценились теплые пуховые платки (газа петара цхарал). Причём, изделия из козьей шерсти и шерсти чёрного барана (Iаьржа тха) считались лечебными.
Приемы обработки шерсти и изготовления продукции были схожими у многих народов Кавказа. Так, для валяния войлока (ферта) выбирали грубую шерсть высокого качества. Из неё делали паласы (истинги), войлоки с врезными аппликациями (хетта ферт), бурки (т1акхолла ферта), простые войлочные накидки (кхоллар), шляпы (мангал кий) и другие изделия.
В хозяйстве горца войлоки представляли большую ценность: их стелили в люльку, на кровать, использовали как одеяла, застилали ими полы, употребляли в качестве молитвенных ковриков.
Процесс обработки шерсти для войлока был одинаковым. В его основе лежал принцип схватывания шерсти. Для этого на хлопчатобумажный материал соответствующего размера накладывали тонкими слоями шерсть, опрыскивая ее горячей водой с мыльным раствором или горячей сывороткой. Затем, сидя на коленях, раскатывали войлок, скручивая в трубу. Через день-два развернув, оставляли на солнце, чтобы он высох и испарился запах. После этого снова валяли (катали), убрав подстилку.
Готовый войлок вытягивали и приступали к изготовлению изделия. Толщина войлока зависела от продукции: ковры, бурки, накидки и т.д. Войлок окрашивали в разные цвета: синий, зеленый, красный, оранжевый и желтый. Для создания врезных орнаментов мастерицы вырезали детали из войлоков разных цветов и сшивали их. Контур каждой детали отделывали белым шерстяным кантом.
В основном выводили солярные и геометрические знаки, символические изображения солнца, полумесяца, растительный орнамент и оленьи рога. По краю пускали бордюр из криволинейных форм. Композиция ингушских ковров была симметричной и, по словам И. Щеблыкина, отличалась «наивной простотой» и «оригинальными, своеобразными рисунками».
Работа по изготовлению войлочных паласов была тяжёлой и трудоёмкой. В каждом селении были свои мастерицы. Некоторые мастерицы славились своим искусством по всей Ингушетии.
Так, в начале ХХ века в с. Ангушт жила известная ковровщица Мурзабекова, а в с. Камбилеевском – Эсет Шутурова, которая искусно стегала одеяла из шерсти (юрагI оахаш). В годы депортации она вывезла с собой лекала с ингушскими орнаментами, и потом долгие годы использовала их при изготовлении шерстяных одеял.
Вообще шерстью занималась каждая ингушская женщина. Об этом писал и исследователь Г. Вертепов: «Где бы вы ни встретили горскую женщину – беседует ли она с соседками, разговаривает ли с мужчинами, идет ли из селения в селение за пять-шесть верст, везде – в сакле и на улице, у нее неизбежно в руках шерсть и веретено, которое безостановочно крутясь сучит нитку».
Современные мастерицы обращаются к старинным орнаментам, восстанавливая и совершенствуя растительные мотивы по редким образцам ковров старых мастеров. Мастерами войлочного искусства можно назвать сегодня Райхант Ахильгову, Мадину Мартазанову. На всю страну прославилась искусством ковроделия и Роза Тангиева.
Газета “Ингушетия”
Комментарии
Оставьте свой отзыв!