Он до конца остался верен народу
Идрис Зязиков родился 31 января 1896 года в селе Барсуки Назрановского округа Терской области. Происхождение его идёт из ингушского рода Барханоевых. Отец Идриса Бейсултан был одним из первых народных учителей, преподававших в первой в Ингушетии Назрановской горской школе. Начальное образование Идрис получил в этой школе, затем окончил Первое реальное училище города Владикавказа.
Идрис Бейсултанович Зязиков – выдающийся государственный деятель, активный участник создания Ингушской автономной области и ее первый руководитель. Зязиков – личность со сложной и трагической судьбой – до последних дней оставался верным долгу и чести.
В 1914 году Зязиков поступает в Московский сельскохозяйственный институт, но, не успев его закончить, в связи с революцией, в 1917 году возвращается на родину. Уже будучи студентом, сближается с революционно настроенной молодежью, проходит даже политический ликбез. С ликованием встречает он революционные преобразования в стране с надеждой на справедливость и светлое будущее народа.
Летом семнадцатого года он возвращается на Родину и активно вступает в деятельность большевистской партии, выступает на митингах и собраниях, ведёт пропагандистскую работу среди населения Ингушетии. Его уважают и народ, и руководители новой власти, видя в нём талант прирожденного лидера.
Он избирается членом Ингушского национального совета. В восемнадцатом вступает в партию и начинает работать инструктором в Терском областном Совете. С 1918 по 1924 год Зязиков является членом Терского облревкома и Терского облисполкома, председателем Назрановского окрисполкома, первым народным комиссаром Внутренних дел Горской Республики, председателем ЦИК Горской Республики, секретарем бюро Горского обкома ВКП(б), членом ВЦИК СССР.
После окончательного распада Горской АССР и образования 7 июля 1924 года Ингушской автономной области Зязиков избирается первым секретарём Ингушского обкома партии. Он – делегат XII, XIV, XV съездов ВКП(б), X Всероссийского съезда Советов, I съезда Советов СССР, член избранного на этом съезде Верховного органа власти СССР — ВЦИК.
В должности первого руководителя Ингушской автономной области он работает до 3 сентября 1929 года. В этом же году его отстраняют от руководства Ингушским обкомом партии под благовидным предлогом: командирован на курсы марксизма при ЦК ВКП(б). На его место избирается некто И. М. Черноглаз. А Зязикова вскоре освобождают и от обязанности члена Президиума Ингушского облисполкома.
В 1930 году во время учёбы на курсах марксизма-ленинизма Идрис Зязиков был арестован. Его обвинили в «моральной и политической подготовке» убийства его преемника Черноглаза. Партийная машина не раз обрушивалась с подозрением на тех, кто стоял в первых рядах становления власти. Уж такая была практика большевистской власти.
Суд в 1932 г. приговорил Зязикова к расстрелу. После многочисленных ходатайств партийных и советских руководителей, представителей интеллигенции, рабочих, колхозников, личного вмешательства Орджоникидзе и Микояна высшую меру заменили десятью годами лишения свободы. Жена Идриса вскоре освобождается за недоказанностью вины.
Его преследовали. Неоднократно арестовывали. Допрашивали. Пытали и приговаривали к смертной казни. Выпускали на волю¸ но не оставляли в покое. Его убили, убили бесконечными допросами и пытками.
До апреля 1934 года Зязиков находится в лагерях НКВД Коми АССР. В 1935 году по решению Президиума ЦИК СССР его освобождают от дальнейшего отбывания наказания. Срок заключения заменили на ссылку в Ульяновск. Через год решением ЦИК Зязикова и вовсе освобождают от дальнейшего отбывания наказания. Он едет в Москву, но без паспорта его не прописывают. Он перебирается в Тулу и устраивается на завод планировщиком. В начале октября 1937 года Идрис Зязиков был вновь арестован вместе с женой Жанетт в Москве. 5 июля 1938 года он умер в тюрьме НКВД в Грозном.
Делясь своими воспоминаниями об Идрисе Зязикове, его тезка, другой знаменитый Идрис (Базоркин) как-то сказал: «У нас в народе об умерших говорят хорошее. Когда хоронили Дошлуко Мальсагова, люди сказали: «Мы хороним ум ингушского народа». Так вот, если бы смерть Идриса Зязикова случилась на территории и в среде нашего народа, то можно было бы сказать, что ингуши прощаются с одним из самых ярких представителей своего народа.
Газета “Ингушетия”
Комментарии
Оставьте свой отзыв!