Колонизаторские цели и планы царизма на Кавказе и в Чечено-Ингушетии

Обнажая великодержавно-шовинистическую, националистическую суть политики царского правительства, В. И. Ленин писал: «Россия — пестрая в национальном отношении страна. Правительственная политика, политика помещиков, поддерживаемых буржуазией, проникнута вся насквозь черносотенным национализмом.

Политика эта направлена своим острием против большинства народов России, составляющих большинство ее населения»1.

Эта политика всецело была направлена на защиту интересов русских помещиков-крепостников, капиталистов, купцов и правящей чиновническо-бюрократической верхушки. Их интересами руководствовался царизм в присоединении к России Кавказа вообще и земель чеченцев и ингушей в частности.

Присоединением Чечено-Ингушетии к России, как и любой национальной окраины нашей страны, царизм преследовал исключительно захватнические цели, чем были обусловлены жестокие, кровавые методы осуществления этих целей. Кавказ привлекал внимание царизма по экономическим, социально-политическим и военно-стратегическим мотивам.

В экономическом отношении он нужен был русским помещикам-крепостникам для расширения феодальных владений и распространения крепостного права на новые территории, для увеличения доходов за счет эксплуатации этих земель. Эксплуатация богатейших недр Кавказа, как и других окраин, сулила русской буржуазии баснословные прибыли. В. И. Ленин писал, что русская буржуазия, дочиста обобрав народ на старых местах, то есть в центре страны, стремится «на восточные и северные окраины Европейской России, где еще возможно «первоначальное накопление», дающее сотни процентов прибыли, где еще буржуазное разложение крестьянства далеко не завершилось»2. Кавказ вместе с другими колониями России, как говорил В. И. Ленин, обеспечивал русскому капитализму громадное развитие не только вглубь, но и вширь3. Кавказ был и сосредоточением важнейших транзитных путей между Западом и Востоком, идущих через бассейны Каспийского и Черного морей.

Царизм преследовал на Кавказе и социально-политические цели. Остроту национально-классовых и политических противоречий и конфликтов в центре России царизм пытался сгладить за счет захвата земель на Кавказе. Это делалось, с одной стороны, с целью переселения из центра неблагонадежных крестьян, а с другой — для наделения землей царских генералов и местных феодалов, которые становились надежной классово-политической опорой царизма.

«За счет распространения вширь феодальных производственных отношений, — справедливо замечает А. В. Фадеев,— русские помещики пытались предотвратить начавшийся процесс разложения крепостного хозяйства и избежать связанного с ним дальнейшего обострения классовых противоречий в центральных районах страны».

Таким образом, внешнеполитические, колонизаторские успехи царизма в деле присоединения Кавказа должны были отвлекать трудящихся внутри страны от насущных социальных задач, от борьбы против самодержавно-крепостнического строя, создавая атмосферу ложного патриотизма. Ф. Энгельс писал: «Чтобы самодержавно господствовать внутри страны, царизм должен был быть более чем непобедимым за ее пределами; ему необходимо было непрерывно одерживать победы, он должен был уметь вознаграждать безусловную покорность своих подданных шовинистическим угаром побед, все новыми и новыми завоеваниями» 4.

Кавказ имел огромное военно-стратегическое значение. Он служил удобным плацдармом для усиления влияния царизма на Ближнем и Среднем Востоке, для укрепления его позиций в так называемом Восточном вопросе, который в свою очередь был тесно связан с общеевропейской политикой.

Царская Россия как крупнейшая одновременно и европейская и восточная держава была кровно заинтересована в благоприятном для нее решении Восточного вопроса. От того или иного решения его зависели успехи либо неудачи царизма в осуществлении внешнеполитических задач на Балканах и на Востоке.

Кавказ был неотъемлемой частью Восточного вопроса. Он являлся удобным барьером для защиты южных границ России от султанской Турции и шахской Персии, а также их союзников и в то же время позволял держать под угрозой страны Среднего и Ближнего Востока.

К. Маркс писал: «Кавказские горы отделяют Южную Россию от богатейших провинций Грузии, Мингрелии, Имеретии и Гурии, отвоеванных московитами у мусульман. Таким образом ноги гигантской империи отрезаны от туловища. Единственная военная дорога, заслуживающая это название, вьется от Моздока к Тифлису, проходя через теснины Дарьяльского ущелья»5.

Безопасное продвижение по этой «единственной военной дороге» можно было обеспечить, лишь прочно овладев подступами к ней. В частности, через территорию Осетии и Ингушетии пролегало начало этого пути.

Таковы в общих чертах были дели и планы царизма на Кавказе. Царизм шел сюда не для защиты местных народов, в том числе чеченцев и ингушей, а исключительно ради своих выгод.

Колонизация Кавказа проходила в основном двумя путями: прикрыто — «мирным» и открыто — военным. Оба пути были тесно связаны между собой и шли параллельно, сопровождая и дополняя друг друга. Это были излюбленные колонизаторские методы «кнута и пряника». В зависимости от сложившихся конкретно-исторических условий преобладал то один, то другой путь. Но в обоих случаях формы и методы действия были колонизаторскими, военно-феодальными. Местные народы при этом попадали под самодержавную власть русского царизма, испытывая на себе его деспотический колониально-национальный режим.

Колонизация Кавказа «мирным» путем была связана с дальнейшим заселением края русскими, преимущественно казаками, и угодными царизму социальными верхами нерусских народов, с раздачей им земли горцев и оттеснением последних в ущелья и горы. На отобранных и завоеванных землях создавались укрепленные поселения, городки, крепости и кордонные линии, служившие важными опорными пунктами — плацдармами для проникновения в глубь горских владений.

Колонизацию эту царизм проводил под флагом лицемерной заботы об удовлетворении земельных нужд русских переселенцев за счет якобы наличных свободных земель Кавказа.

В. И. Ленин, разоблачая эту официальную колонизаторскую версию о так называемых «свободных землях на Кавказе», писал:

«Переселенческий фонд образуется путем вопиющего нарушения земельных прав туземцев, а переселение из России производится во славу все того же националистического принципа «русификации окраин». И далее, Ленин, ссылаясь на официальные источники, отмечает, «как сгонялись с своих насиженных мест целые селения туземцев в интересах образования земельного колонизационного фонда, как подстраивались целые судебные процессы, чтобы оправдать экспроприацию земель у горцев…» 6 .

На такой характер колониальной политики царизма указал и X съезд нашей партии в своих резолюциях, отмечая, что земли киргизов, башкир, чеченцев, ингушей, осетин и ряда других народов «служили… объектом колонизации со стороны русских переселенцев, успевших уже перехватить у них лучшие пахотные участки и систематически вытесняющих их в бесплодные пустыни. Политика царизма, политика помещиков и буржуазии состояла в том, чтобы насадить в этих районах побольше кулацких элементов из русских крестьян и казаков, превратив этих последних в надежную опору великодержавных стремлений. Результаты этой политики — постепенное вымирание вытесняемых в дебри местных коренных жителей…» 7.

Начавшийся еще в XVI веке процесс колонизации Северного Кавказа значительно усилился с 70-х годов XVIII века. Это объяснялось рядом причин внутреннего и международного порядка. Решающее значение имел прежде всего тот факт, что в это время в России начался процесс разложения крепостной системы и крайне обострились социальные противоречия, внешним проявлением которых явилось знаменитое крестьянское восстание под руководством Е. Пугачева в 1773—1775 годах. Оно было серьезным предостережением русским помещикам- крепостникам, которые поняли всю опасность дальнейшего усиления эксплуатации крестьян внутри страны. В силу этого помещики и выражающее их интересы самодержавно-крепостническое правительство искали пути к разрядке; напряженности внутренней социальной атмосферы за счет усиления колонизации плодородных земель юга, в том числе Северного Кавказа.

Что касается причин международного порядка, влиявших на колонизаторскую политику, то здесь следует указать на успехи России в войне против Турции в 1768—1774 годах, предопределившие присоединение к ней не только Крыма, но в дальнейшем и Кавказа. Россия, одержав победу над Турцией, создает в 1777—1780 годах укрепленную линию от Моздока до Азова и одновременно налаживает политические и экономические связи с местными социальными верхами.

Спустя пять лет в соответствии с новыми обширными территориальными приобретениями России на Северном Кавказе по указу Екатерины II от 5 мая 1785 года было образовано Кавказское наместничество, или Кавказская губерния, с двумя областями: Кавказской и Астраханской.

Кавказская область включала почти всю территорию степного Предкавказья и граничила с Каспийским морем, Персией, Грузией, Турцией и турецкими владениями на Западном Кавказе, Азовским морем, Таврической областью и землей донских казаков. Она состояла из шести уездов: Кизлярского, Моздокского, Екатериноградского, Георгиевского, Ставропольского и Александровского. Центром Кавказской области и всего наместничества был небольшой городок Екатериноград.

С образованием Кавказского наместничества усиливается раздача земель русским помещикам и насаждение дворянского землевладения. В 1804 году помещикам роздано 623 306 десятин земли в Предкавказских степях, а крепостных крестьян в пределах всей Кавказской губернии было всего 5998 человек. Поэтому огромные земельные массивы не могли обрабатываться из-за нехватки рабочей силы и использовались как пастбища. Если учесть низкую производительность труда крепостных, периодические засухи и неурожаи, то станет понятным, почему многие помещики предпочитали заниматься не земледелием, а другими отраслями хозяйства — коневодством, виноградарством, шелководством, виноделием, то есть более выгодными в условиях разложения крепостного хозяйства и развития товарно-денежных капиталистических отношений.

Однако, не достигнув таким путем быстрого экономического освоения края, царизм,— как отметил А. В. Фадеев,— в конце XVIII века делает ставку на широкую военно-казачью и крестьянскую колонизацию. Это приводит к дальнейшему оттеснению горских народов, в том числе чеченцев и ингушей, в горы, к строительству новых кордонных линий и станиц.

Суть колонизаторской политики царизма по отношению к горским народам четко и недвусмысленно выразил один из видных ее проводников — наместник Кавказа фельдмаршал князь А. И. Барятинский в следующих словах: «Единственное надежное средство для прочного утверждения нашего владычества на Западном Кавказе есть занятие горного и предгорного пространства нашим вооруженным казачьим населением».

Такая политика применялась по отношению ко всему Северному Кавказу, в том числе и к Чечне и Ингушетии.

Примечания:

1 В. И. Ленин. Рабочий класс и национальный вопрос. Соч. Изд. 5-е. Т. 23, стр. 149.

2 В. И. Ленин. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Соч. Изд. 5-е. Т. 1, стр. 324.

3 См.: В. И. Ленин. Развитие капитализма в России. Соч. Изд. 5-е. Т. 3, стр. 595.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Внешняя политика русского царизма. Соч. Изд. 2-е. Т. 22, стр. 40.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Лорд Пальмерстен. Соч. Изд. 2-е. Т 9. стр. 408.

6 В. И. Ленин. Переселенческий вопрос. Соч. Изд. 5-е. Т. 21, стр. 330—331.

7 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК- Ч. 1. М., Госполитиздат, 1954, стр. 561.

Источник:
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.I. Грозный, 1967. Стр. 80 – 84.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!