Использование дерева в быту
Мы продолжаем публиковать этнографические материалы З. Дзараховой. Сегодняшняя публикация посвящена использованию ингушами в быту дерева.
Дерево широко использовалось в быту древних народов. У ингушей, в силу богатой сырьевой базы, деревообработка получила согласно исследователю Н. Гриценко развитой характер.
В работах кавказоведа Е. Крупнова также имеются сведения о том, что в ингушских склепах «встречаются в значительном числе различные деревянные сосуды: чашки, миски, кружки, кубки. Все они сделаны из мягких пород дерева, преимущественно из липы, но уже на примитивном токарном станке. На них сохранились явные следы вращения сосудов в процессе изготовления».
На многообразие изделий из дерева у ингушей обратил внимание Л. Семенов. В святилище Маго-Ерды им были обнаружены «деревянный четырехугольный жреческий шест, покрытый резным геометрическим орнаментом; деревянные кубки в виде круглых бокалов на ножке» и другие предметы.
К лесу ингуши относились бережно и рубили его в строго определенное время. Так, было запрещено рубить деревья в новолуние. В неприкосновенных лесах (соцаяь латта хьу), считавшихся священными, деревья не рубили совсем. Запрещалось рубить на дрова дуб (надж), граб (пха), сосну (корсам), кизил (эсти), березу (дакх), бук (поп), тис ягодный (база).
Ингуши почитали такие деревья, как груша (кхор), орех (б1ар), гордовина (турс). Палку из гордовины (турс г1адж) старались иметь в доме как оберег. Посохи жрецов делали из гордовины. В настоящее время в руках старейшин также можно увидеть палки из этого дерева.
Деревянными были мельницы (хьайра), деревообрабатывающие станки (ц1оахьар), которые приводились в движение течением быстрых горных рек (существовали станки, приводившиеся в движение с помощью ног), а также средства передвижения, сельскохозяйственные орудия и разная утварь: арба (ворда), сани (соалоз), фургоны (гIудалкх), деревянный плуг (нух), грабли (йолхьинг), вилы (шода), сундуки (тIoapгац), корыта разных размеров (чара), ткацкие станки (дахьар).
Бороны (макха) делали из бука, акации (поп, къарцхал), тяжелые грабли (к1омсар) – из акации. Из дерева делали также бочки (пед), деревянные кадушки для хранения сыра (нахчий пед), ящики для хранения зерна (кIа), маслобойки (къулг), кадки для дойки (тlaккха) и другие емкости, в том числе и мебель: стулья (г1анд), люльки (ага), невысокие круглые столики на трех ножках (шу).
Для изготовления посуды использовали древесину лиственных пород, обычно груши (кхор), липы (хьех), карагача (къахьэсти), орешника (б1аринг), акации (кьарцхал). В домашних условиях изготовляли большие тарелки (шу), лопаточки (пескаш), черпаки различной формы (кодилгаш), липовые кадушки (бустаргаш), ложки (айгаш), вилки (м1араш). Особенно ценился для изготовления посуды высохший на корню дуб (пхьег1аш е дика я ураяг1аш йокъаенна надж).
В XVI – начале XIX вв. деревянная посуда изготавливалась на токарном станке, писал исследователь Д. Чахкиев. Так, жители горного селения Барах — Исмаил, Ибрагим и Адл – имели свой токарный станок в начале XX в. на горной речке Дунгул (приток р. Ассы). Они делали колеса, которые покрывали железными шинами, а также обычные сковородки (1аькха), сковородки со средними бортиками (йоаг1ув), сковородки с низким бортиком (заьзг), широкие чаши (оаркхув), чашки (кадаш), пиалы (чами), кружки (куришкаш), бочки (педаш) для хранения сухих продуктов и др.
По рассказам информантов, каждый мастер обладал своими секретами. Так, Губашк Дзарахов из с. Фалхан создавал различную посуду из дерева, отшлифовывал ее до блеска стеклом, затем вываривал в топленом масле и сушил. Ритуальные чаши с резным узором, с ручками в виде турьих голов с закрученными рогами передавались в семье из поколения в поколение. Чаши культового назначения обычно вырезали из граба (пха), ореха (бIар).
Деревянные изделия могли быть долблеными, резаными, точеными. К примеру, столы и кресла, которые предназначались для гостиной, выдалбливали из цельного ствола и богато украшали орнаментом.
Широко бытовало и плетение. Плетеными были некоторые типы жилища, обмазанные глиной: террасы-пристройки к дому (ийче), навес (отар), летний навес для скота (гIота), курятник (котам бу; горинг), сапетка (доа), горизонтальные и вертикальные плетеные изгороди (з1ар), предметы хозяйственного назначения: корзины с ручками (докха тускараш) для хозяйственных нужд, конусообразные корзины для ловли рыбы (чкъаьрий лувца доа).
Из тонких прутьев кустарников ивы делали сапетки (тускар) для пчел, из стеблей осоки (шарш) и тростника (эрз) плели циновки (аьргаш). Их стелили под матрасы, застилали полы и т.д. В изготовлении сапеток могли быть задействованы все члены семьи, в том числе престарелые и малолетние, так как этот труд не считался особо тяжелым.
Кора сосны и кавказской березы служили долгое время для горцев светильниками.
В строительстве использовали бук, из дуба строили мосты и делали деревянные части оружия. Из упругих пород деревьев делали луки, из граба – стрелы (т1аьск), из полевого клена (къоахк) – приклады ружей, ножны, рукояти кинжалов, отмечает в своих исследованиях Л. Агиева.
Помимо этого, из дерева изготавливали газырницы (бустама бот) для черкески и щиты. Описание щита у Л. Семенова выглядит следующим образом: «…деревянный круглый щит, обтянутый кожей и покрытый красочным узором, снаружи к щиту прикреплены 4 небольшие железные петли и остатки тонких узких ремешков, прикрепленных к ним или к самому щиту: диаметр щитка 0,53 метра; по краям щит обтянут тонкой кожаной полоской».
У ингушей была также развита художественная рельефная резьба по дереву. В ходе археологических экспедиций в горной Ингушетии найдено немало деревянных предметов, в том числе и гробы, богато орнаментированные резными рисунками. Геометрическими фигурами и солярными знаками украшали деревянные люльки, гладильные устройства, сундуки, музыкальные инструменты, шкатулки, деревянные газыри. Об орнаменте в виде клеток пишет X. Акиев: «Его наносили на емкости, где хранилось зерно и другие богатства, на крышки гробов, могильные плиты, центральный столб в сакле, сундуки, спинки кроватей, на изображение богини плодородия».
О том, что обработкой дерева занимались во всех селениях, пишет и исследователь Д. Чахкиев. Он же отмечает, что в с. Верхний Пялинг сохранились оригинального исполнения дверные и оконные проемы. Особым искусством, по информации Д. Чахкиева, по обработке дерева отличались Измайловы, Хамхоевы из с. Исмайл-юрт, Льяновы из Верхнего Джейраха.
Продолжение следует
Газета “Ингушетия”
Комментарии
Оставьте свой отзыв!