Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом (14)

Наряду с богатством повсюду была видна бедность и нищета. Даже газета «Терские ведомости» вынуждена была отметить, что «при внимательном осмотре этого, почти лишенного обычного благоустройства города нетрудно заметить его крайне убогое экономическое благосостояние: всюду из всех щелей, самым ничем не защищенным образом, смотрит бедность материальная и еще пуще того бедность умственная. Нет у города не только мостовых, но даже переходов через улицу, вследствие этого приходится во время весенней распутицы буквально утопать в грязи» («Терские ведомости», 1896, № 5.).

В исключительно тяжелых условиях жили рабочие нефтяной и другой промышленности. Основным жильем для них были бараки, переполненные пришлым людом, жившим впроголодь.

В 1895 году газета «Каспий» писала, что рабочие на нефтяных промыслах живут впроголодь, что «нельзя купить не только хлеба, но и даже питьевой воды» («Каспий», 1895, № 125.).

Несмотря на все это, Грозный оказывал прогрессивное влияние на Чечено-Ингушетию, чеченцы и ингуши втягивались в революционную борьбу русского пролетариата, приобщались к русской культуре, меняли свой быт и нравы. Еще в 1876 году один из молодых горцев сказал: «Пора, пора оставить дурачиться и разъезжать по аулам бесцельно; пора приняться за работу… Если я еще ношу кинжал, то единственно с целью не обижать своих родственников, а не уважай я их репутацию, я не только скинул бы с себя это лишнее украшение, потерявшее свое значение, но даже снял бы с себя черкеску и надел бы русское платье, которое нахожу теперь гораздо более удобным» (Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VII. Тифлис, 1876, стр. 109.).

С развитием промышленности рос и креп грозненский пролетариат. Только за один 1893 год количество рабочих в городе выросло в пять раз, в 1905 году на- считывалось 11 250, а в 1917 году уже около 20 тысяч рабочих. В состав грозненского пролетариата влились сотни чеченцев и ингушей, сыгравших большую роль в период Октябрьской революции и гражданской войны.

Русский пролетариат передавал рабочим чеченцам и ингушам не только технические навыки, но и большой революционный опыт. Рабочие из чеченцев и ингушей часто были виртуозами своего дела. Сохранился интересный рассказ о 60-летнем чеченце Лабазане из селения Урус-Мартан. Он считался знатоком по расчистке колодцев в поисках «нефтяных жил». Как-то Лабазан взялся расчистить колодец глубиной более 20 сажен. Для осуществления своего плана он использовал защитные средства: специальный непромокаемый костюм, остроконечную железную Шапку от обвалов и дыхательный аппарат. Работать приходилось по пояс в нефти, а обильное выделение нефтяного газа постоянно грозило отравлением. Только способность, умение и выдержка сохранили старика-умельца от гибели (Л. Н. Колосов. Очерки истории промышленности и революционной борьбы рабочих Грозного против царизма и монополий (рукопись), стр. 59). Были и такие из чеченцев, которые опытным путем достигали высоких знаний. В одной из лабораторий нефтяного предприятия Грозного многие годы работал в должности химика чеченец Сосланбек. Он, как говорили, и вырос в этой лаборатории. Были попытки заменить его бакинскими специалистами, но это успеха не имело, потому что он «знал производство, местные условия и секреты технологии» (Там же, стр. 74.).

Грозненский пролетариат, состоящий из русских, украинцев, чеченцев, ингушей, армян и других, работал в тяжелых условиях и крайней нужде. Тяжелые условия, труда, бесчеловечные формы эксплуатации толкали грозненских рабочих на путь классовой борьбы против царизма, капитализма и национального гнета. В революцию 1905—1907 годов грозненский пролетариат, возглавляемый большевиками, выступил как крупная политическая сила. Рабочий класс и его большевистская партия готовили народные массы к борьбе с царизмом за уничтожение социального и национального гнета.

В ходе революции 1905—1907 годов к грозненскому пролетариату примыкают беднейшие слои горцев и казачества. Уже летом 1905 года в связи с усилением революционного движения среди горцев царские власти направляют в аулы войска и казачьи сотни.

В чечено-ингушских селениях усилилась борьба за землю, начались массовые акты самовольных захватов усадебных и пахотных участков. Осенью 1905 года в Назрановском и Веденском округах горцы-партизаны совершали вооруженные нападения на представителей царской власти, государственные учреждения и местных богатеев. Веденский округ в декабре 1905 года был объявлен властями на военном положении.

В 1906 году революционное движение в аулах нарастает. В чеченских и ингушских селениях появились агитаторы из числа передовых рабочих, которые призывали вести борьбу против царизма (А. И. Хасбулатов. Чечено-Ингушетия в период первой русской революции (рукопись), стр. 213.).

Среди войск Шатоевского гарнизона и окрестного чеченского населения большую работу проводил член РСДРП А. Болдырев. В июне 1906 года он писал своему товарищу: «С чеченцами завел дружбу, пользуюсь доверием, и сегодня меня должны познакомить с их главными, которые будут просить меня помочь словом и делом… не знаете, ли вы способа пересылки писем членам Думы, так как писать прямо в Думу рискованно, а здешние чеченцы хотят писать своему члену Эльдерханову» (Там же, стр. 219—220.).

Горцы-крестьяне под влиянием революционной агитации отказывались платить налоги, отбывать повинности, не подчинялись старшинам и представителям царской власти. Начальник Веденского округа в августе 1906 года писал, что умы горцев, несомненно, были поколеблены «злонамеренными лицами» с целью «вызвать среди них брожение».

В декабре 1906 года борьба горских крестьян Веденского округа достигла наивысшего предела. 17 декабря по многим непокорным аулам был открыт орудийный огонь. Карательные отряды в горских аулах продолжали действовать и в 1907 году.

Революционная пропаганда проникает и в казачьи станицы. В станицах появились листовки, запрещенная литература, беднейшие слои казачества были «возбуждены против правительства» (А. Н. X а с б у л а т о в. Чечено-Ингушетия в период пёрвой русской революции (рукопись), стр. 174.).

Сами казаки часто ездили в Грозный, присутствовали на митингах рабочих, из города тайно привозили листовки и прокламации, которые быстро расходились среди станичников. «Активными агитаторами, — пишет А. Хасбулатов, — занимавшимися революционной работой в станицах в этот период, были студенты-казаки Н. Белоусов, А. Чайкин, казаки П. Капылов, Г. Турнов… Особенно действенно и доходчиво вел агитацию среди казаков рабочий грозненских нефтяных промыслов М. Демидов. Уроженец станицы Слепцовской, он хорошо знал неприглядную жизнь казака-бедняка и, приезжая в период декабрьской забастовки в станицу, просто, наглядно рассказывал своим землякам, как живут городские рабочие, смысл и задачи революции» (Там же.).

Так постепенно рушился оплот царизма — казачество. Даже генерал-губернатор Терской области вынужден был признаться в этом. «К большому огорчению моему, — писал он начальству, — должен заявить, что не остались глухими к революционной пропаганде и некоторые казачьи станицы. Я считаю своим священным долгом заняться ими самым серьезным образом, так как ясно сознаю, что вся сила государственности в данное время в Терской области зиждется на духе Терского казачества».

В революции 1905—1907 годов трудящиеся горцы Чечено-Ингушетии постепенно осознавали свою классовую солидарность с рабочими и приобщались к революционной борьбе против самодержавия.

В свою очередь беднейшее казачество, положение которого мало чем отличалось от горцев и русского крестьянства, также постепенно становилось на путь классовой революционной борьбы. В борьбе против эксплуататоров и царизма росла и крепла дружба трудящихся масс. Это и понятно, ибо «…организаторское творчество народа, особенно пролетариата, а затем и крестьянства,—как указывал В. И. Ленин,—проявляется в периоды революционных вихрей в миллионы раз сильнее, богаче, продуктивнее, чем в периоды так называемого спокойного (гужевого) исторического прогресса» (В. И. Ленин. Соч., т. 10, стр. 233.).

Трудящиеся Чечено-Ингушетии восторженно приветствовали Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Еще больше окрепла и закалилась исторически сложившаяся дружба между горцами и великим русским народом и другими народами нашей страны в период гражданской войны и иностранной интервенции.

Войдя в сговор с казачье-горскрй контрреволюцией, империалисты Антанты активно готовили вторжение в пределы Северного Кавказа, рассчитывая на его богатства. Трудящиеся Чечено-Ингушетии, прежде всего рабочий класс города Грозного, вместе с горцами и беднейшим казачеством под руководством большевистской партии активно выступили против контрреволюционной деятельности горской буржуазии и ее «правительств», против белогвардейской армии Деникина и контрреволюционных мятежей. В борьбе с врагами революции грозненские рабочие, трудящиеся чеченцы и ингуши, иногородние и казаки показали беззаветную храбрость и преданность Советской власти. В специальных работах 3. А.-Г. Гойговой и М. А. Абазатова подробно освещена гражданская война на Северном Кавказе и в Чечено-Ингушетии.

Только один из сотен и тысяч других примеров говорит о том, как трудящиеся массы отстаивали завоевание Октября.

В феврале 1919 года деникинские полчища вторглись в пределы Ингушетии. У селения Долаково разгорелся ожесточенный бой, где деникинцы потерпели поражение. «Долаковский бой, — пишет 3. А.-Г. Гойгова, — замечателен не только беспримерным героизмом, мужеством и упорством защитников, нанесших большой урон врагу, истрепавших одну из лучших дивизий деникинцев и сдерживавших белых в течение восьми дней, не давая им возможности завершить окружение Владикавказа, но и тем, что в нем против деникинцев бок о бок сражались ингуши, русские, казаки, кабардинцы, балкарцы, осетины и другие. В этом единении была их сила. Этот бой явил собой пример великой дружбы народов Терека, установившейся благодаря мудрой политике Коммунистической партии» (З. А.-Г. Гойгова. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963, стр. 85.).

Чеченская, ингушская и казачья беднота при бескорыстной помощи великого русского народа под руководством Великой партии большевиков и ее гениального вождя В. И. Ленина в 1.920 году свергла своих последних угнетателей, разгромила контрреволюцию и прочно утвердила Советскую власть в Чечено-Ингушетии. В борьбе за Советскую власть закалилась и упрочилась дружба чечено-ингушского народа с русским народом.

Олицетворением этой дружбы были прославленные сыны нашей Родины — С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе, Николай Гикало, Асланбек Шерипов, Гапур Ахриев, Александр Дьяков и многие другие, которые сплотили в боевое содружество грозненских рабочих, трудящихся горцев Чечни, Ингушетии и трудовое казачество Терека и повели их на борьбу за Советскую власть.

За годы Советской власти дружба великого русского народа с чечено-ингушским народом, дружба всех народов нашей страны превратилась в могучую несокрушимую силу, гарантирующую независимость, свободу, всесторонний расцвет и все нарастающее сближение всех советских народов, уверенно идущих к своей заветной цели — коммунизму.

Источник:
Гриценко Н.П. Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом. Грозный, 1965. С. 61 – 66.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!