Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом (13)

В грозненскую нефтяную промышленность проникает иностранный капитал, при помощи которого иностранные капиталисты грабили народ и извлекали баснословные прибыли. Вторжение русского и иностранного капитала сопровождалось обманом, грабежом и разорением крестьянского населения, захватом земли ингушей, чеченцев и казаков. От русских и иностранных капиталистов не отставала и чеченская буржуазия. В 1913 году чеченский капиталист, впоследствии один из руководителей терской контрреволюции — Тапа Чермоев—обманным путем заключил арендный договор с сельским обществом селения Алды на 90 десятин нефтяной земли. Арендная плата составила 30 тысяч рублей. Сам же Чермоев 5 десятин из названных 90 отдал в аренду за 250 тысяч рублей. Таким же путем обогащались Лианозовы, Нахимовы и многие другие (Л. Н. Колосов. Из истории захвата монополиями нефтяных земель в Чечено-Ингушетии. Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, т. II, вып. 1. Грозный, 1960, стр. 31, 40—42.).

С развитием грозненской нефтяной промышленности рос город Грозный, увеличивалось его население. Еще в 30-х годах прошлого века крепость Грозная представляла собой обыкновенный военный форпост. Там находились бедные лачуги, солдатские казармы с земляным полом и грязными нарами, а то и землянки и шалаши, в которых ютилась беднота. Постепенно крепость Грозная благоустраивалась, хотя по-прежнему представляла собой мрачную картину. Л. Н. Толстой писал о ней: «Неприятно, как всегда, в Грозной». В другом месте: «…стройные раины садов, видневшиеся на горизонте из-за выбеленных, освещаемых луной землянок с камышовыми крышами, казались еще выше и чернее». Другой очевидец крепости Грозной этого времени отмечал, что внутри ее «кроме двух пороховых погребов — хранилищ боевых зарядов и патронов — и караульного дома, тянулись три длинных деревянных строения, занятых разными должностными лицами и их канцеляриями. Все эти постройки были ветхи, как самый вал. Форштадт, обращенный на север к Тереку, состоял из дома начальника левого фланга, возвышающегося возле землянки, в которой генерал Ермолов жил во время постройки крепости, вновь строящегося госпиталя, нескольких ветхих казарм, множества небольших мазанок, принадлежащих разночинцам, отдельного поселения из женатых солдат и грязной еврейской слободки. Этот форштадт охранялся ничтожной профили валом со рвом и оборонялся тремя чугунными орудиями.

Если к этому прибавить деревянный мост на Сунже на сваях, против цитадели, охраняемой небольшим манежем, да сад с огородами и ротными дворами Куринского полка, то вот полный обрис тогдашней Грозной»(«Русская старина», 1893, стр. 601.).

С 1 января 1871 года крепость Грозная превращается в город Грозный. В городе, кроме нефтяной промышленности, появляются предприятия местного значения: паровые мукомольные мельницы, кирпичные заводы, пивоваренные, кожевенные, лесопильные и другие предприятия. Город Грозный являлся не только промышленным, но и торговым центром для Чечни. По свидетельству Л. Н. Колосова, в Грозном в 1913 году насчитывалось около 173 крупных торговых заведений (Л. Н. Колосов. Из истории развития капиталистических отношений в Чечено-Ингушетии в эпоху империализма. Труды Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, т. IV, вып. 1. Грозный, 1964, стр. 38.). Торговля находилась в руках русских, армянских и чеченских капиталистов. Мануфактурная торговля находилась исключительно в руках чеченцев. Что касается бакалейной и галантерейной торговли, то она находилась в руках русских (немного армян), и эта категория коммерсантов считалась довольно солидной, например, братья Чернявские, Дмитриев, Николаев, Хренов. Крупными купцами-бакалейщиками и мануфактуристами являлись Арсамирзоевы, Мациевы, Цутиевы и другие (Там же.). Многие из чеченских капиталистев обладали большими богатствами. Фирма Эльмурзы Мациева была основана в 1884 году. В начале XX века Мациеву принадлежали лавки в гостином ряду, дом и 1350 десятин земли около Грозного. «Имущество фирмы братьев Мациевых, имевших оптовую и розничную мануфактурную торговлю в Грозном и Хасавюрте, оценивалось в 400 000 рублей» («Терские ведомости», 1896, № 5.). Чеченские капиталисты выходят за пределы своих национальных границ, они имеют торговые связи не, только с городами Северного Кавказа, но и Центральной России. «Кто не погряз в националистических предрассудках, — писал В. И. Ленин, — тот не может не видеть в этом процессе ассимиляции наций капитализмом величайшего исторического прогресса, разрушения национальной заскорузлости различных медвежьих углов — особенно в отсталых странах вроде России»(В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 13.).

Так ломаются национальные перегородки, укрепляются экономические связи Чечено-Ингушетии с другими районами страны.

В городе появляются культурно-просветительные учреждения. Еще в 1863 году была открыта горская школа, куда принимали детей зажиточных чеченцев и кумыков. Учредители школы преследовали узкопрактические цели — готовить низший персонал царской администрации: старшин, переводчиков, писарей и т. д. Однако школа играла и другую, прогрессивную роль — ученики ее приобщались к русской культуре, которую пропагандировали среди своего народа. В начале XX века в городе Грозном существовали гимназии, реальные училища и другие учебные заведения.

Город Грозный по экономической значимости и росту населения быстро обгоняет другие города Терской области. По сравнению с административным центром области Владикавказом он в эпоху империализма рос сказочными темпами (см. таблицу).

 

 

 

 

 

О росте города Грозного сообщалось в периодической печати того времени. Газета «Каспий» 10 декабря 1898 года в корреспонденции «Из Грозного» писала, что «город растет и застраивается не по дням, а по часам, что каменные двухэтажные дома с изящными подъездами и архитектурой… вырастают, как грибы».

В то же время эта газета сообщала, что вопрос о замощении улиц покоится в долгом ящике, и эти двухэтажные дома, красующиеся в море грязи, представляют печальное зрелище (Л. Н. Колосов. Из истории развития капиталистических отношений в Чечено-Ингушетии в эпоху империализма. Труды Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, т. IV, вып. 1. Грозный, 1964, стр. 41.).

Источник:
Гриценко Н.П. Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом. Грозный, 1965. С. 58 – 61.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!