Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом (6)

Кизляр очень рано устанавливает торговые связи с Россией, Закавказьем, Персией, являясь посредником между горцами и указанными странами и Закавказьем. Обычно большая часть негромоздких товаров, предназначенных для Кавказа и Персии, отправлялась с Нижегородской ярмарки водой до Астрахани, а оттуда сухим путем через Кизляр, Владикавказ и Тифлис (Г. Небольсин. Статистические записки о внешней торговле России, ч. I. Спб., 1835, стр. 151.). Кизляр имел тесные экономические связи с местными дагестанскими и чеченскими ремесленными, торговыми пунктами. Среди них видное место занимали селения— Андреевское (Эндери), Аксаевское (Аксай), Костековское (Костек), Тарковское (Тарки), Брагунское (Брагуны) и Давлет-Гиреевское.

Расположенное в 85 верстах от Кизляра селение Андреевское раньше других устанавливает торговые связи с этим городом.

Второе место в торговле с Кизляром занимает селение Аксаевское, расположенное на границе с Чечнею. На своем рынке оно поглощало много продуктов и изделий, доставляемых из чеченских аулов, и в свою очередь эти товары перепродавало в Кизляр.

«Аксаевский базар, — писал в 1812 году А. М. Буцковский, — привлекает туда много соседственных чеченцев» (История, география и этнография Дагестана XVII—XIX вв. М., 1958, стр. 242.). По свидетельству другого наблюдателя того времени, чеченцы «променивают сырые кожи, меха, воск, мед, лошадей, рогатый скот, войлоки на нужные для них вещи, как-то: порох, свинец, огнестрельное оружие, чугунные котлы, холст, юфти» (С. Броневский. Новые географические и исторические-известия о Кавказе, ч. 2, 1823, стр. 55—56.).

Селение Брагунское, основанное в XVI веке на левом берегу Сунжи, в 52 верстах от теперешнего города Грозного, долгое время играло важную роль в экономических связях с гребенскими казаками и самим городом Кизляром. Из него вывозили в Кизляр бурки, горское cукно, овчины, шкуры домашних И ДИКИХ животных, шелк-сырец, по-видимому, хлеб, лошадей и скот (ЦГА Чечено-Ингушской АССР, ф. 47, д. 1, лл. 1—56.). С Кизляром торговлей были связаны большие чеченские аулы (Болышой Чечен, Урус-Мартан, Старые Атаги и др.).

О большом торговом значении Кизляра для Северного Кавказа, центральных районов страны и Закавказья писали современники в начале XIX века. «Торг по северной сухопутной границе с Россией, — пишет С. Броневский, — главнейшее стечение имеет в Кизляре, потому что через сию таможню привозят персидские товары и отпускают оные в Персию» (С. Броневский. Цит. соч., стр. 213—214.). Уже в начале XIX века кизлярсие купцы ежегодно закупали шелка-сырца до 100 тысяч рублей, краски-марены до 35—40 тысяч рублей, орехов до 20 тысяч рублей. Они же огромными партиями продавали многочисленные товары в центральные города России; из Дагестана и Ширвана в начале XIX века ввозили в Кизляр и Астрахань разных товаров на 800 тысяч рублей, а вывозили русских и иностранных товаров на 500 тысяч рублей. В то же время один город Кизляр «выпускает ежегодно спирту и шелку в Россию на такую же и нередко превосходную сумму» (Там же, стр. 459.).

В самом Кизляре в конце XVIII века были открыты три гостиных купеческих дома — русский, армянский и татарский, несколько рынков, лабазов и лавок. Под татарским гостиным домом нужно понимать купеческую корпорацию, состоявшую из представителей горских народов. В 1835 году в городе насчитывалось 89 лавок с красным и 65 — с другими товарами (ЦГА Чечено-Ингушской АССР, ф. 71, д. 613, стр. 459.).

Число кизлярского купечества в первой трети XIX века все время увеличивалось. В 1833 году в Кизляре было 39 купцов 2-й гильдии и 642 купца 3-й гильдии (Там же, д.. 572, л. 23.).

В 40-х годах прошлого века на Северном Кавказе растут новые города, главным образом Ставрополь, который становится не только административным, но и экономическим центром.

С сокращением производства шелка-сырца, уменьшением водочных заводов, с перемещением торговых путей, с перенесением военно-административных центров в другие места город Кизляр постепенно теряет свою былую славу.

В XVIII веке Турция и Персия усилили свои экспансивные стремления на Кавказ. Персы и турки не один раз вторгались в его пределы с целью подчинения и закабаления народов. Народы Северного Кавказа поднялись на борьбу против персидского шаха, турецкого султана и крымского хана. Эта борьба носила глубоко прогрессивный и освободительный характер. Она способствовала русскому народу не только защищать свои земли, но и громить иноземного врага на южных границах государства. Чеченцы и ингуши вместе с другими народами оказывали помощь русским войскам в разгроме агрессоров. Когда, например, в 1735 году крымский хан вторгся в пределы Северного Кавказа и хотел пройти Чеченским ущельем, чеченцы разгромили здесь противника и в честь победы построили башню Хан-Кала, а само ущелье стало называться Хан-Калинским (П. Г. Б утков. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год, ч. I. Спб., 1869, стр. 123.).

В 80-х’годзх XVIII века царское правительство готовилось к войне с Турцией. В целях защиты Кавказа в 1786 году создавались военные отряды горцев, в том числе была создана ингушская милиция для охраны крепости Владикавказ, а в крайнем случае «разрешалось сформировать и большое число войск из ингушей для действия в их крае» (Н. А. Смирнов. Политика России на Кавказе в XVI— XIX вв. М„ 1958, стр. 131—132.).

Защищая Грузию, в том же 1786 году Екатерина II распорядилась выдавать картлийскому царю Ираклию 60 тысяч рублей ежегодно на содержание собственного войска и отрядов горских народов (Там же, стр. 139.). В числе грузинских войск находились и ингушские отряды.

Источник:
Гриценко Н.П. Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом. Грозный, 1965. С. 21 – 23.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!