Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом (2)

Экономические и культурные связи чечено-ингушского народа с великим русским народом, в каких бы формах они ни проявлялись, начались с незапамятных времен. «Начинаются они, — пишет лауреат Ленинской премии доктор исторических наук Е. И. Крупное, — с контакта, установленного населением Северного Кавказа с племенами так называемой ямной и катакомбной культур южнорусских степей еще в бронзовом веке, через сложные и противоречивые взаимоотношения древних кавказцев с ираноязычным скифо-сармато-аланским миром, а позднее — кавказских народов с Тмутараканской, Киевской Русью XI—XII веков, с Московским государством XVI века и позднее вплоть до XIX века — таков длительный, выдержавший испытание временем и тяжелыми обстоятельствами опыт развития связей русского и украинского народов с такими крупными этническими массивами Северного Кавказа, как адыгейские, вайнахские и дагестанские народности» (Е. И. Крупнов. О чем говорят памятники материальной культуры Чечено-Ингушской АССР. Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1961, стр. 46.).

Еще до возникновения Древнерусского государства восточные славяне знали низовья Волги, берега Каспийского моря, Северный Кавказ. Через Северный Кавказ пролегали важные торговые пути, связывавшие Восточную Европу с Закавказьем и Азией. «Аланские ворота» (Дарьяльское ущелье) и «Железные врата» (Дербент) хорошо были известны славянам.

Изучая замечательный памятник русской культуры XII века «Слово о полку Игореве», Д. Д. Мальсагов справедливо пишет, «что взаимодействие между русским и северокавказскими народами и их языками было чрезвычайно интенсивным с древнейших времен, поэтому северокавказские языки и этнография этих народов могут дать ценные факты для понимания некоторых темных мест «Слова» (Д.Д. Мальсагов. О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве». Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательскоро института истории, языка и литературы, т. 1, вып 2 Грозный, 1959, стр. 121.).

Данные лингвистического порядка, пишет А.А. Саламов, также свидетельствуют о культурно-экономических контактах чечено-ингушских племен с древней Русью. Ряд слов чечено-ингушского языка по форме и значению совпадает с русскими или близок к ним. Речь идет о таких словах, которые бытуют в наших языках с давних времен: сина — синий, сири — серый, бора — бурый, чола — чалый… люлла — трубка для курения, по-украински — люлька… и т. д. (А. А. С а л а м о в. Из истории взаимоотношении чеченцев и ингушей с Россией и великим русским народом (XVI—XX века). Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, т. III, вып. 1. Грозный, 1963, стр. 22 (в дальнейшем цит. соч.).)

Достоверно, что еще в VIII веке н. э. в Чечено-Ингушетию проникает христианство не только с Закавказья, но и из Юго-Восточной Европы, со стороны Тмутараканской Руси, то есть почти за 200 лет до официального принятия христианства на Руси. Д. Д. Мальсагов пишет: «Наличие в ингушской христианской религиозной терминологии русских слов… заставляет предполагать, что христианское влияние шло в горы центрального Кавказа не только с юга, Но и с севера, от восточных славян» (Д. Д Мальсагов. О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве». Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, т. 1, вып. 2. Грозный, 1959, стр. 126.).

Русским купцам-дружинникам были известны далекие страны на Западе и Востоке. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в «Книге путей и провинций», написанной в 846 году, сообщает интересные данные о торговле русских купцов с Византией, Хазарией, Северным Кавказом. Они и явились посредниками в торговле Кавказа с Восточной Европой.

О древних связях русских людей с Северным Кавказом свидетельствует предание о том, что в Дагестане отдельные народы управлялись князьями, вышедшими из Руси. В «Сказании очевидца о Шамиле», где автор касается краткой истории Дагестана, говорится, что прежде дагестанские племена «исповедовали разные религии и управлялись князем Сурика из племени руссов, столицею которого было аварское селение Танус. Сурака был силен и могущественен. Когда в 200 году гиджры Абу-Муслим из Сирии покорил Дагестан, он заставил горцев принять мусульманство» (Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VII. Тифлис, 1873, стр. 5.).

В примечании переводчик пишет: «В Дагестане есть предание, что аварцы суть пришельцы с севера, из племени руссов, что они управлялись князьями из рода, именуемого Сургат, который властвовал над Аварией до смерти Омар-хана аварского в 1801 году» (Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VII. Тифлис, 1873, стр. 5.).

Экономические и культурные связи усиливаются с образованием Тмутараканского русского княжества. Тмутаракань, возникшая вблизи греческой колонии Фанагории, являлась древнейшим русским городом на Таманском полуострове. Этот город был важнейшим связующим звеном между Русью и Северным Кавказом. Славянское влияние на Северном Кавказе усиливается в 40-х годах X века и особенно после похода Святослава в 966 году в землю предков современных осетин — ясов и черкесов — касогов. Русские князья, расширяя свою власть на восток, собирали дань с ясов, касогов и других племен Северного Кавказа (В. В. Мавродин. Очерк истории Древней Руси до монгольского завоевания. «История культуры Древней Руси». М.—Л., 1951, стр. 14.).

В Тмутаракань стекались товары из приморских городов, Северного Кавказа, Руси. Русские купцы привозили туда рабов, хлеб, меха, кожу, изделия ремесла. Русские товары, особенно льняные ткани, пользовались большим спросом на Северном Кавказе. В Тмутаракани русские купцы покупали оружие, украшения, стекло, восточные и кавказские изделия. Народы Северного Кавказа через Тмутаракань торговали с Русью и Крымским полуостровом. В Крымских городах — Феодосии, Судаке и других — располагались целые улицы, заселенные алано-осетинскими выходцами (Очерки истории СССР, IX—XIII вв. М., 1953, стр. 86—88.). Аланы—это мощное племенное объединение (IV—XIII вв.), куда входили, кроме алан, и автохтонные кавказские племена.

В середине XI века границы Тмутараканской Руси на Северном Кавказе простирались до устья Большого Егорлыка, впадающего в Маныч, а в отдельные периоды и дальше.

В XI—XII веках усиливаются экономические связи Руси с Северным Кавказом, о чем свидетельствуют памятники материальной культуры. Археологи нашли на территории Чечено-Ингушетии и в других местах Северного Кавказа предметы, изготовленные в Поднепровье, в частности, бусы из янтаря и нательные крестики херсонско-киевского типа (В. А. Кузнецов. Локальные варианты аланской культуры Северного Кавказа. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1961, стр. 8.). В середине XI века на Северный Кавказ проникает и русский алфавит. Так, у села Преградного Ставропольского края был найден крест, датируемый 1041 годом, с надписью русскими буквами на кабардинском языке.

В 1959—1960 годах у станицы Змейской (Северная Осетия) археологической экспедицией под руководством Е. И. Крупнова на аланском городище Верхний Джулат была вскрыта церковь XIII века. Эта церковь по своей архитектурной форме имеет много сходного с русскими храмами и, по мнению нашего археолога-кавказоведа, иллюстрирует древние связи между населением Кавказской Алании и Руси.

О крепнущих связях Руси с Северным Кавказом свидетельствуют династические связи киевских, черниговских и владимиро-суздальских князей с алано-ясскими правителями. Так, Киевский князь Ярополк Владимирович (1132—1139), владимиро-суздальские князья — Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое гнездо (1176—1212) и другие были женаты на ясских княжнах. Многие знатные ясы находились на службе у русских князей.

Между Русью и племенами Северного Кавказа еще в домонгольский период существовали не только экономические, но и союзнические отношения. Великий азербайджанский писатель Низами, очевидец борьбы Юрия Андреевича Суздальского за грузинский престол (в конце 80-х годов XII века), в поэме «Искандер-намэ» блестящие страницы посвятил доблести русских войск и их предводителю. Величайший лирик Низам» дал высокую оценку русскому войску и «плечистым аланам». Он писал:

…Скажу — сошлись два войска — ошибусь;
Два моря жаркой крови — Рум и Русь,
Но руссы держат бой, разъярены,
Отвагой лица их озарены.
Хазраны с правым борются крылом,
Буртасы слева рвутся напролом.
Плечистые аланы позади,
Исуйцы с крыльев — к ним не подходи.
В средине русс…

Источник:
Гриценко Н.П. Из истории экономических связей и дружбы чечено-ингушского народа с великим русским народом. Грозный, 1965. С. 6 – 10.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!