Начало историко-этнографического изучения чеченцев и ингушей в XIX веке

Начало научного изучения истории Чечено-Ингушетии и ее народов было положено первыми кавказскими экспедициями Российской Академии наук в конце XVIII — начале XIX века.

В отчетных трудах академиков И. А. Гильденштедта и Г. Ю. Клапрота содержатся ценные сведения о быте вейнахов и о памятниках материальной культуры Чечено-Ингушетии. Эти данные вместе с материалами, накопившимися во время личных наблюдений, позволили С. М. Броневскому в начале XIX века опубликовать двухтомный труд «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», один из разделов которого посвящен обстоятельной характеристике чеченцев и ингушей.

Однако в дальнейшем в связи с военными действиями на Кавказе научные изыскания уступили место описаниям военного характера. Военные реляции, официальные записки, донесения царских деятелей и прочие документы, в том числе воспоминания, мемуары, далекие от объективного освещения событий, однако содержащие большой фактический материал, хранятся ныне в государственных архивах.

Во второй половине XIX века уже начали появляться научные исследования, среди которых видное место занимает вышедшая в 1859 году работа А. П. Берже «Чечня и чеченцы» — первая попытка изучения, основанного на доступных автору источниках, Чечено-Ингушетии XVIII—XIX веков.

В 1882—1883 годах опубликован труд «Адаты кавказских горцев» профессора Ф. И. Леонтовича. Собранные им сведения по обычному праву Кавказа, и в частности Чечено-Ингушетии, представляют богатый материал для изучения общественного строя вейнахов.

Работа С. А. Белокурова «Сношения России с Кавказом в 1578—1613 гг.», представляющая сборник документов, извлеченных из архива Министерства иностранных дел, впервые знакомит с чеченцами и ингушами XVI—XVII веков. Большой архивный материал на тему русско-кавказских взаимоотношений собран в трудах академиков П. Г. Буткова («Материалы по новой истории Кавказа») и Н. Ф. Дубровина («История войны и владычества русских на Кавказе»), Это были официальные историки, отражавшие в своих трудах правительственную точку зрения.

Одним из выдающихся представителей русского буржуазного кавказоведения был Максим Ковалевский, который много путешествовал по различным областям Кавказа и собрал богатый фактический материал, касающийся прежде всего правовых отношений народов Северного Кавказа. В итоге исследований появились труды — «Современный обычай и древний закон» (т. 1, Пб. — М., 1886) и «Закон и обычай на Кавказе» (т.1, М., 1890), в которых подробно освещаются социальные отношения в Чечено-Ингушетии.

В специальных работах И. Д. Попко («Терские казаки с стародавних времен». Спб., 1880) и В. А. Потто («Два века терского казачества». Владикавказ, 1912) содержатся важные сведения об историческом пути русского населения (казачества) бассейна Терека и его притоков.

Из документальных публикаций пореформенного времени заслуживают особого внимания двенадцать томов «Актов Кавказской археографической комиссии». Это наиболее обширная коллекция документов по истории народов Кавказа в XVIII— XIX веках.

Большой вклад в дело изучения Чечено-Ингушетии внесло Русское географическое общество, в частности его Кавказский отдел и отдел этнографии, которое с 1852 по 1917 год публиковало «Записки Кавказского отдела», а с 1872 по 1917 год издавало, кроме того, «Известия Кавказского отдела».

Немало материала по Чечено-Ингушетии опубликовано в «Сборниках сведений о кавказских горцах» (1871—1885), в «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа» (1881 — 1929) и «Терских сборниках» (1891 — 1912). Этнографические, фольклорные, исторические материалы, собранные в указанных сборниках, сохраняют свое значение до сих пор. Особенно большое научное значение имеют работы видного лингвиста и этнографа П. К. Услара.

С середины XIX века на территории Чечено-Ингушетии проводятся первые систематические археологические разыскания.

Поворотным моментом в развитии археологического кавказоведения стал V археологический съезд, состоявшийся в Тифлисе в 1883 году. Съезду предшествовали широкие полевые исследования, проводившиеся по определенному плану и впервые преследовавшие цели изучения первобытных памятников Чечено-Ингушетии.

В 80-х годах XIX века в горных и плоскостных районах края проводили археологические разведки и раскопки В. Б. Антонович, П. С. Уварова, А. А. Бобринский. Стоит отметить экспедицию Московского археологического общества под руководством видного кавказоведа В. Ф. Миллера в 1886 году. Полевые наблюдения и обильные материалы позволили ученому не только обобщить все известное о «следах древнего христианства» у предков чеченцев и ингушей, но и впервые высоко оценить важное значение средневековых оборонительных сооружений (башен, замков, стен и т. п.). Вместе с тем В. Ф. Миллер допустил явное искажение исторической истины, доказывая извечную отсталость кавказских народов, населявших «захолустье», удаленное от основных культурных центров древнего мира.

В конце XIX века началась весьма энергичная археологическая деятельность местных краеведов. Преподаватель Владикавказского реального училища В. И. Долбежев, чиновник русской администрации в Чечено-Ингушетии Н. С. Семенов, секретарь Терского областного статистического комитета Г. А. Вертепов, старший подъесаул Ф. С. Панкратов произвели раскопки важных памятников старины и опубликовали результаты работ.

Добытые в Чечено-Ингушетии материалы по кавказской археологии образовали хороший фундамент для подлинно научного решения ряда исторических проблем.

Несмотря на то, что труды буржуазных историков Кавказа страдали серьезными ошибками, они объективно сыграли свою положительную роль благодаря собранному в них богатому фактическому материалу. Они безусловно пробудили интерес к историческим судьбам народов Кавказа.

Вместе с тем работы русских ученых по различным вопросам истории, археологии, лингвистики, этнографии Чечено-Ингушетии очень много дали зарождавшейся чечено-ингушской интеллигенции и молодым ученым-лингвистам, этнографам и историкам.

В 70-х годах XIX века начали уже появляться первые труды этнографов из коренных народов Чечено-Ингушетии. Умалат Лаудаев — чеченец из зажиточной семьи — родился в притеречном ауле Ногай-Мирза-Юрт, вероятно, в 1827 году. Образование получил в школе терских казаков, а затем во втором Петербургском кадетском корпусе. В 30-х годах получил направление на Кавказ и в 1852 году был уже ротмистром. После отставки поселился в родном ауле (год его смерти не установлен).

У. Лаудаеву принадлежит единственная работа «Чеченское племя», напечатанная в 1872 году в «Сборнике сведений о кавказских горцах», — попытка дать представление о прошлом и настоящем Чечено-Ингушетии. Опираясь главным образом на личные наблюдения, а также на фольклорные, лингвистические и исторические свидетельства, автор сообщает сведения о названиях и расселении чечено ингушских племен, процессе освоения вейнахами плоскостных земель, общественном строе и культуре своего народа. Конечно, далеко не все разделы статьи равноценны— в ней много антинационального упрощенчества, кроме того, автор находился под влиянием официальной историографии, поэтому к его работе надо подходить критически.

Одновременно публикует свои работы первый этнограф ингуш Чах Ахриев (1850—1914). Уроженец горной Ингушетии (аул Фуртоуг), Ахриев получил образование в Ставропольской гимназии, а затем в Нежинском лицее, который окончил в 1874 году. С тех пор вплоть до 1912 года служил на Кавказе. Чах Ахриев написал и опубликовал во Владикавказе и Тифлисе десять статей, посвященных этнографии, истории и фольклору ингушей и чеченцев.

Автор интересовался вопросами как обобщающими (характер и происхождение ингушского народа, положение женщины- горянки, герои вейнахского эпоса), так и специально этнографическими (присяга ингушей, ингушские «каши» и т. д.). Работы Ахриева очень содержательны, обнаруживают прекрасное знакомство с духом страны, с особенностями ее своеобразного быта и культуры. Научные суждения Ахриева, как правило, основательны, с ними считаются все последующие поколения, ученых кавказоведов.

В начале XX века на общественном горизонте Чечено-Ингушетии появляется еще один представитель передовой местной интеллигенции — Таштемир Эльдарханов. Он родился в 1870 году в крестьянской семье в селении Гехи. Учился в частной мусульманской школе, а затем в Грозненской горской школе и Владикавказском ремесленном училище. Свое образование Эльдарханов завершил в Тифлисском учительском институте, окончании которого с 1893 года работал учителем — надзиралем горских школ города Майкопа, а с 1898 года — учителем грозненской горской школы. Его перу принадлежит ряд статей, посвященных фольклору и этнографии вейнахов. В 1908 году выходит в свет чеченский букварь, составленный на основе русской графики Эльдархановым. Разносторонняя общественно- просветительская деятельность молодого учителя с либерально- демократическими взглядами снискала ему широкую популярность, в результате чего он был избран от горского населения Терской области депутатом I, а затем и II Государственных дум. С думской трибуны Эльдарханов в 1906—1907 годах произнес несколько политических речей, в которых выступил против произвола царской администрации и колониальной политики на Кавказе. После роспуска Государственной думы Т. Эльдарханов возвратился в Грозный, но вскоре был вынужден переехать в Баку, где и продолжал преподавательскую деятельность вплоть до 1917 года.

Деятельность немногих русских ученых, равно как и первых ученых — представителей национальной интеллигенции, при всей ее ограниченности и эпизодичности подготовила базу для подлинно научного изучения Чечено-Ингушетии, которое развернулось после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Источник:
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.I. Грозный, 1967. Стр. 298 – 302.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!