Основные черты глубинного строения Чеченской, Осетинской и Кабардинской впадин в связи с перспективами нефтесносности

Чеченская, Осетинская и Кабардинская впадины являются предгорными наклонными равнинами, окаймленными на юге мегантиклинорием Большого Кавказа, на севере — антиклинальными зонами Передовых хребтов и их погребенными продолжениями. Впадины имеют изометричные очертания и значительные размеры: Чеченская — 120 X 23 км; Осетинская — 70 X 45 км; Кабардинская — 110×45 км. С поверхности впадины покрыты мощным чехлом кайнозойских отложений и в системе Терско-Сунженской нефтеносной области являются наименее изученными. Бурение глубоких скважин проводилось преимущественно на периферии. В разные годы во впадинах выполнен значительный объем геофизических исследований, преимущественно сейсморазведка методами MOB (ОНП, Р.Н.П. ОГТ) (Б. Л. Лабковский, 3. С. Воцалевский, С. А. Колодин, Н. Г. Батлук, О. Н. Белоусов, В .И. Яловенко, В. Г. Гречкин и др.), КМПВ (А. Г. Авербух, Г. А. Артемьев), Г.С.З. (Г. А. Краснопевцева, Ю. Г. Юров), гравиразведка (Н. Б. Сажина, Н. В. Монина, Р. М. Рогов, Т. В. Яковлева, А. Д. Тушканова, Н. Н. Коростелев и др.). Наземная магниторазведка и электроразведка проводились в незначительном объеме в ранний период изучения территории (А. Ф. Пермякова, 3. Г. Квят, И. Г. Дидура, Г. С. Морозов, Р. И. Шпак, В. Д. Шепелев). Некоторое значение в познании геологического строения впадин имели региональные исследования Е. Е. Милановского, Б. А. Алферова, И. О. Брода, Г. Д. Ажгирея, Н. А Крылова, А. Н. Летавина, М. Ф. Мирчинка, В. Д. Талалаева, В. А. Станулиса, А. С. Сахарова, Б. К. Лотиева и др. В 1977—1979 гг. коллектив кафедры общей геологии и кафедры промысловой и разведочной геофизики совместно с объединением «Грознефть» проводил работу по изучению глубинного строения впадин и выявлению верхнеюрского и подсолевого структурных планов для обоснования перспектив нефтеносности.

На данной стадии познания геологического строения впадин в основу изучения глубинного строения положен анализ геофизических полей с количественной интерпретацией гравиметрических данных при комплексировании материалов гравиразведки, сейсморазведки п бурения в соседних районах.

Глубинное строение впадин представляется сложным при сочетании купольно-кольцевых и линейных структур, глубинных разломов.

Выделенные впервые в Чеченской, Осетинской и Кабардинской впадинах структуры тесно связаны со структурным планом последних, но имеют вполне автономный характер.

Форма кольцевых структур — от почти геометрически правильных колец (Нартовская) до овалов (Нальчикская). Размеры кольцевых структур сравнительно небольшие: 14×12 км — Шалинская. 25 X 25 км — Урус-Мартановская, 29 X 19 км — Акбашская, 29 X 19 км — Нартовская, 40 X 30 км — Нальчикская.

Геофизические поля свидетельствуют о большой глубине заложения кольцевых структур и чрезвычайно длительном геологическом развитии, в котором главенствующее значение принадлежит вертикальным движениям. В осадочном чехле они представляют чаши, заполненные мощными толщами осадочных пород. В результате осадочного литогенеза в мезокайнозое кольцевые структуры отвечают понятию зон нефтегазонакопления, хотя этот вопрос еще совершенно не разработан.

Большая роль кольцевых структур в геологическом преобразовании отнюдь не исключает ведущей роли линейных структур; наоборот, их сочетание определяет сложность тектонического строения впадин. Среди линейных структур большое значение принадлежит поперечным седловинам: Назрано-Яндырской и Бенойско-Гудермесской. В их строении преобладают линейные структуры северо-западной ориентировки типа Бенойской и Датыхской антиклиналей, и лишь вблизи пересечения Сунженской и Терской зон они осложняются широтными поднятиями типа Верхне-Ачалукской и Белореченской антиклиналей. Обе седловины имеют близкое строение и по особенности гравитационного поля представляют собой реликты сравнительно жестких глыб доальпийского структурного этажа, переработанные более поздней альпийской складчатостью. Среди глубинных разломов главное значение имеет Черногорский, отделяющий впадины от антиклинория Большого Кавказа. Разлом четко выражается в магнитном и гравитационном полях и представляют собой скрытый разлом с плоскостью, падающей под Большой Кавказ. На поверхности он замаскирован внешне спокойной Черногорской моноклиналью.

К северу от Черногорского разлома расположены связанные с ним приразломные грабены, четко выделяющиеся полосовыми интенсивными отрицательными аномалиями гравитационного поля. В 1973 г. выделенная нами система грабенов Чеченской впадины была названа «предгорным рвом». В настоящей работе Черногорский разлом и сопредельный с ним «предгорный ров» были прослежены в Осетинской и Кабардинской впадинах. На многих участках эта структур;: прерывается поперечными поднятиями. В восточной части Чеченской впадины грабен в гравитационном поле обнаруживается в районе с. Дарго и Ца-Ведено, Чишкинская седловн-на прерывает его и в западной части Чеченской впадины грабен прослеживается в районе сс. Арали-Чу, Чожи-Чу, Танги-Чу. Назрано-яндырская седловина прерывает его, и вновь «предгорный ров» появляется в Осетинской впадине южнее гг. Орджоникидзе и Алагира. Западнее «предгорный ров» прерывается Коринским выступом и прослеживается в районе с. Асхарисара. На меридиане Аргуданского и Баксанского выступов он сдвинут на 18 км к северу и наблюдается в районе г. Нальчика и с. Еникоя. Западнее Баксанского выступа «предгорный ров» редуцируется и в гравитационном поле представлен сравнительно мелкими изометрическими минимумами, расплывающимися на фоне Малкинско-Кисловодского выступа. Северный борт грабена осложняется локальными структурами типа Бенойской, Датыхской, Алхазуровской и, вероятно, Западно-Бенойской, Западно-Датыхской и др. Во впадинах погребены отрезки крупных поперечных глубинных разломов: Кабардино-Сарпинской шовной зоны, Цхинвальско-Казбекской, Аргунской, достаточно хорошо прослеживающиеся в аномалиях геофизических полей.

На основании корреляционных зависимостей между данными ОГТ и гравитационными полями построены схематические структурные карты по плотностным границам, отождествляемым с отражающими горизонтами Кiv — I и I?. Точность этих карт невелика, и они могут рассматриваться как один из вариантов, отражающих глубинное строение. Глубина залегания отражающего горизонта Kiv — I в Чеченской впадине колеблется от 4,0 до 9,0 км, в Осетинской — от 3,5 до 7,0 км; в Кабардинской впадине — от 2,0 до 5,0 км. Глубина залегания отражающего горизонта 1? отождествляемого с поверхностью подсолевой юры в Чеченской впадине, — от 8,0 до 12,0 км; в Осетинской впадине — от 5,0 до 9,5 км; в Кабардинской впадине — до 7,0 км.

Выводы и рекомендации

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 гг. и на период до 1990 г. запланировано увеличение разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов страны.

Если в целом решающее значение имеет открытие новых крупных зон нефтегазонакопления, то в старых нефтегазодобывающих районах на повестке дня стоит поддержание достигнутого уровня добычи. В Терско-Сунженской нефтеносной области основная добыча нефти связана с Терской и Сунженской антиклинальными зонами на складчатом крыле прогиба и в меньшей мере с погребенной антиклинальной зоной на платформенном крыле прогиба. Дальнейшее развитие нефтедобычи связано: 1) с поисками нефти на новых площадях; 2) с разведкой глубокозалегающих горизонтов на старых месторождениях; 3) с решением проблемы дополнительного извлечения нефти из старых эксплуатационных горизонтов, залегающих на малой глубине.

С точки зрения поисков нефти и газа на новых площадях Чеченская, Осетинская и Кабардинская впадины представляют существенные резервы в развитии нефтедобычи.

В Чеченской, Осетинской и Кабардинской впадинах наблюдалось длительное непрерывно-прерывистое прогибание дна бассейна в масштабе 1 —1,5 эр. Во всяком случае, начиная с верхнеюрской эпохи до настоящего времени, они испытывали стойкое прогибание с накоплением осадков в субаквальной среде с анаэробной геохимической обстановкой. Мощность осадочной толщи в Чеченской впадине превышает 12—13 км, в Осетинской — 11—12 км, в Кабардинской — 7 км.

В Чеченской, Осетинской и Кабардинской впадинах, судя по аналогии с Передовыми хребтами, предполагается наличие в разрезе осадочных, потенциально нефтегазопродуцирующих комплексов. В Чеченской и Осетинской впадинах это среднемиоценовый комплекс, верхнемеловой и верхнеюрский. В Кабардинской впадине — преимущественно верхнеюрский комплекс.

В перечисленных комплексах следует ожидать благоприятные коллектора и покрышки. Среднемиоценовый комплекс обладает наиболее благоприятными фациальными условиями и коллекторскими свойствами в восточной части Чеченской впадины, где развита зона максимальной песчанистости чокракского горизонта. В западной части Чеченской впадины нижние пласты данного комплекса выклиниваются. В Осетинской и Кабардинской впадинах коллекторские свойства среднемиоценового комплекса ухудшаются в связи с развитием здесь алевролито-глинистой фации. Для среднемиоценового комплекса Чеченской впадины покрышкой являются мощные глинистые толщи сарматского яруса. В западной части Осетинской впадины и в южной части Кабардинской впадины сарматские отложения представлены мелководной (прибрежной) и пресноводной континентальной фациями и фактически покрышками не являются.

Верхнемеловой комплекс в Чеченской, Осетинской и Кабардинской впадинах представлен глинисто-известняковой фацией. В условиях длительно развивающихся антиклинальных структур, по аналогии с Бенойской и Датыхской структурами, следует предполагать наличие в них трещиноватых пород с хорошими емкостными и фильтрационными свойствами.

Верхнеюрский комплекс является наиболее перспективным и одновременно наименее изученным. В его составе роль коллекторов выполняют подсолевые отложения оксфордского и келловейского ярусов, представленные карбонатными и терригенно-карболатными отложениями. Их мощность в Чеченской впадине ожидается 220—450 м, в Осетинской — 350—650 м, в Кабардинской — 200—250 м. Покрышкой верхнеюрского комплекса является сульфатно-галогенная толща киммериджского и титонского ярусов, мощностью 400—1200 м.

В результате количественной интерпретации гравиметрических данных в Чеченской, Осетинской и Кабардинской впадинах выделены многочисленные локальные аномалии силы тяжести, часть из которых имеет структурную природу.

Среди локальных аномалий структурной природы выделены следующие:

Дихотомические разветвления локальных аномалий силы тяжести Бенойской и Датыхской антиклиналей: а) Северо-Бенойская аномалия в районе сс. Гордали, Энгеной; б) Западно-Бенойская аномалия (Южно-Сержень-Юртовская); в) Северо-Датыхская аномалия в районе скв. № 5 Фортанга; г) Западно-Датыхская.

Локальная аномалия силы тяжести на восточном погружении Октябрьской антиклинали: Северо-Сержень-Юртовская, к северу от Октябрьской антиклинали выделяется Мескер-Юртовская локальная аномалия силы тяжести, подтвержденная ОГТ, как Ханкальская структура; Предгорненская аномалия силы тяжести, соответствующая Предгорненской структуре по ОГТ, с сопутствующими локальными аномалиями: Шаами-Юртовской и Белгатой-ской; Алхазуровская локальная аномалия силы тяжести, Белореченская, Верхне-Ачалукская, Яндырская, Гехинская, Бамутская. Нестеровская, Нартовская, Центрально-Акбашская.

Среди линейных структур несомненный интерес представляет западное и восточное погружения Терской и Сунженской антиклинальных зон. На западном погружении Терской антиклинальной зоны к разведке бурением рекомендуется Ново-Ивановский структурный выступ. На западном погружении Сунженской антиклинальной зоны сейсморазведкой МОГТ рекомендуется изучение сложных структурных связей Заманкульской антиклинальной зоны и Аргуданского выступа. На восточном погружении Сунженской антиклинальной зоны выявлена целая система линейных структур: погребенное продолжение Октябрьской антиклинали (Северо-Сержень-Юртовская аномалия), Предгорненский выступ с сопутствующими аномалиями (Шаами-Юртовская аномалия, Белгатойская аномалия).

Особое место среди линейных структур занимает Бенойская и Датыхская антиклинальные зоны. Характер локального поля свидетельствует о широком развитии в их строении сопутствующих блоков. На этом основании рекомендуются профили скважин к северу от Датыхской антиклинали в районе скв. 5 Фортанга и к северу от Бенойской антиклинали в районе сс. Гордали и Энгеной.

В зонах пересекающейся линейной складчатости в последние годы выявлены Верхне-Ачалукская и Белореченская антиклиналь ные зоны. Обе антиклинальные зоны перспективны и уже вовлечены в разведку.

Перспективность кольцевых структур обосновывается впервые в осадочном чехле они обладают яркими чертами нефтегазоносных бассейнов при активной эндодинамике и наверняка высоких градиентах современных движений с проявлением сейсмичности, как особой формы современных движений. Куполовидные структуры кольцевых впадинах являются благоприятными ловушками для скопления нефти и газа. Поэтому такие структуры как Гехинская Бамутская, Нестеровская, Нартовская, Централыю-Акбашская Чиколинская не должны сбрасывать со счета перспективных структур при разведке подсолевой юры.

В аналогичных или близких условиях в Туркмении открыто Зеаглы-Дарвазинское нефтяное месторождение.

Выделенные локальные аномалии силы тяжести структурной природы рекомендуются для дальнейшего изучения сейсморазведкой МОГТ и в случае подтверждения к постановке разведочного бурения.

В. М. Бражник, М. Н. Смирнова, В В. Чуприн, К. А. Мамацуев, С. Г. Дадашев
Источник:

Материалы по изучению Чечено-Ингушской АССР. / Вып. 3-й – Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1985. -124с. Стр. 49-54.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Комментариев: 1 к “Основные черты глубинного строения Чеченской, Осетинской и Кабардинской впадин в связи с перспективами нефтесносности”

  1. Барахоев Магомет пишет: июня 20, 2011

    Интересный материал. Сайт надо посещать почаще.

Оставьте свой отзыв!