Утверждение российской ориентации у вайнахов в XVII веке.

Русско-вайнахские отношения с первых же шагов их истории не были лишены некоторых противоречий. Заинтересованность в мирных и дружественных взаимоотношениях с Русью была присуща не всем местным обществам на первых порах. Обитатели высокогорных ущелий, стремившиеся к прочному освоению плодородных равнинных земель, еще не определили себе стойкой политической линии. Их набеги за добычей, столкновения с населением плоскостных районов не раз обостряли местную обстановку. В свою очередь, Посольский приказ в Москве и администрация Терского города, как правило ориентировались на политических деятелей феодального типа, особенно на кабардинских и кумыкских, что вносило определенные осложнения во взаимоотношения с вайнахами. В участившихся в XVII веке конфликтах равнинных феодалов с выселявшимися на плоскость вайнахами российская администрация, в силу своего узкоклассового подхода, поддерживала феодальных владетелей. Необходимо учитывать и тот момент, что всякий раз активизация деятельности России сталкивалась с происками иранской и турецкой агентуры, которая усиленно подыскивала верных людей из числа тех, чьи интересы ущемлялись происходившими в крае переменами.

Однако реально отвечавшее интересам горцев военное присутствие России (только за период с 1606 по 1635 год было предотвращено пять турецких походов на Северный Кавказ), активная деятельность чеченцев-ококов способствовали налаживанию русско-вайнахских отношений. Это хорошо видно на фоне русско-грузинских отношений. В 1601 году группа ококов побывала у грузинского царя Александра. Она прошла и описала ранее неизвестную русским дорогу через горы Чечни, что указывало на дружеское расположение местного населения.. В 1604 году окочанин Батай и его соплеменники сопровождали русское посольство в Грузию, а встречал их окочанин Илья, бывший в то время влиятельным человеком при дворе грузинского царя. С 1605 года вайнахи уже регулярно бывали в Москве в составе грузинских посольств.

Необходимо отметить, что трагические для Российского государства события начала XVII века несколько ослабили его роль на Северном Кавказе. В этот период возникла угроза и существованию Терского городка. Однако историк Я. 3. Ахмадов, рассматривая этот период, подчеркнул: «Пристальное изучение документальных источников периода Смутного времени показывает, что позиция северокавказских народов по отношению к ослабленной смутой России имела положительное значение. Объективно северокавказцы способствовали не только сохранению Терского города, но и в какой-то мере восстановлению власти русского государства на юго-восточных границах». (Ахмадов Я. 3. Состояние изученности в исторической литературе русско-северокавказских политических отношений начала XVII в. // Вопросы истории исторической науки Северного Кавказа и Дона. Вып. 3. Грозный, 1985. С. 190.)

В результате активного общения представителей вайнахов с российской администрацией в 1618 году большинство чечено-ингушских обществ выразили свое согласие совместно с русскими войсками участвовать в отпоре ногайскому хану, собиравшемуся напасть на Терки.

В 1619 году чеченцы, жившие на границе с Дагестаном (мич кизы), и обитатели Шатоевской котловины (шибуты) принесли присягу в дружбе с Россией. Русские источники того времени постоянно упоминают о контактах администрации Терского города с представителями чечено-ингушских «земель» и «землиц»— Мичкисской, Мерезинской, Шибутской, Мулкинской, Ероханской и др. В 1637 году стал служить России ингушский феодал Хавса, примеру которого последовали его родственники и некоторые соседи.

В результате более близкого знакомства с вайнахами русская дипломатия научилась более искусно (в известной мере) избегать конфликтов с горцами, учитывать их реальные интересы при решении сложных вопросов. Это позволило оформить в 1647 году российское подданство над «всею Мичкисскою землею», насчитывавшей 36 селений. Активизировались связи с шибутами, вожди которых, Алги и Анак, в том же 1647 году присягнули России от имени чеченских селений Варанды, Тумсой, Вашиндарой, Ошни. Залогом верности этих селений стал переезд в Терки авторитетно-то. среди шатоевски’х чеченцев некоего Касу. Через четыре года число верных России шатоевцев увеличилось за счет чеченских обществ Чанты, Чинухой, Зумсой.

Важной вехой в становлении российской ориентации у вайна-хов стало участие шибутских посланцев в посольстве грузинского царя Теймураза в. Москву в 1657—1658 годах. Посланцы Шибутского джамаата (общества) принесли присягу русскому царю в соборном храме в Кремле. В послании, которое они привезли царю Алексею Михайловичу, говорилось: «…этих троих людей мы послали и аманата послали мы. И пусть русский царь нас жалует… Ныне и Теймураз царь стал подданным русского царя…» Знаменательно то, что после этой присяги «для разведывания и досмотру» в Шибутскую землю был отправлен «стрелецкий голова» Михайло Молчанов, который составил «роспись Шибутской земли владельцев и сколько за кем во владении дворов». В 60-х годах XVII века видное место во взаимоотношениях администрации.Терского города и шатоевцев занял представитель феодализирующейся старшинской верхушки Алхан — сын Дики. В этот период Аргунское ущелье стало основной артерией, по которой проходило общение России с Грузией. Постоянные контакты поддерживались с чеченскими обществами Мулкой и Кей.

Долговременное общение вайнахов с Россией способствовало все более прочному освоению горцами равнинных земель. Представители Аргунского ущелья поселились на месте старинного городища Чечень. Для управления новой территориальной общностью, состоявшей из представителей различных тайпов, чеченцы пригласили дагестанских князей Турловых. Учитывая настроения подвластного им населения, те в челобитной на имя русского царя от 1658 года сообщали, что «аманаты де их взяты на Тереке, а ныне де они живут великого государя на земле на Чачане» и присягну ли на верность России. Именно общение с населением «Чеченеевской деревни», где обитали представители многих чеченских обществ, привело к появлению в русских документах собирательного названия «чеченцы».

События XVI—XVII веков, когда значительная часть вайнахских обществ выразила свою приверженность ориентации на Россию, благодаря чему сложились контингента постоянного вайнахского населения на равнине, составляют суть первого этапа добровольного вхождения чеченцев и ингушей в состав России. Благотворные последствия этого процесса вайнахи ощущали во всех сферах своей жизни: снизилась опасность нашествия со стороны Ирана, Турции и Крымского ханства (причем следует отметить, что вайнахи участвовали в боевых действиях на стороне русских войск); начала активно развиваться торговля, и в горы стали попадать товары, ранее недоступные вайнахам. Положительные результаты сближения с Россией вайнахов Мичкисской земли, Шатоевской котловины, Джераховского ущелья способствовали укреплению у большинства вайнахов прорусской ориентации в XVIII веке.

Источник:
История добровольного вхождения чеченцев и ингушей в состав России и его прогрессивные последствия (материалы к изучению на уроках истории в средних школах). — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1988. — 58 с.
стр. 17 – 20.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии

Оставьте свой отзыв!